Тренды

Начальная бизнес-школа

Маргарита Федорова
Фото: Element5 Digital / Unsplash

«Меня вдохновила идея сделать что-то полезное. В первом классе мы создали домашний квест, чтобы дети меньше сидели в гаджетах», — второклассник Матвей Кириленко представляет свой проект «MeGoКвест» — из небольшой синей коробки он достает карточки с заданиями и маленькие разноцветные фигурки. «Еще наш квест помогает подружиться, потому что это командная игра. На карточках напечатаны задачки на логику, вопросы по русскому и английскому языку», — добавляет его партнер и друг Саша Храпунов. Ребята учатся в частной школе «Путь к успеху», которую открыла в Новой Москве на окраине Троицка основательница и совладелица сети мебельных салонов «Белфан» Алла Аргунова. Обучаются здесь, в основном, дети бизнесменов и топ-менеджеров. С первого класса школьники узнают, что такое предпринимательство, и реализуют свои бизнес-идеи. Дети учатся выступать публично, снимают рекламные ролики, делают презентации. «Мы раскрываем в них дух кооперации, а не конкуренции. Прорабатываем с каждым его слабые стороны, чтобы ребенок не терял интерес к учебе», — объясняет директор бизнес-образования школы «Путь к успеху» Мария Жукова.

Главная задача Аргуновой — чтобы ученики умели создавать и продавать MVP (минимальный жизнеспособный продукт), а затем организовывали приносящие прибыль стартапы. Каждый год из 50—70 проектов 91% выходят на MVP, из них 18% превращаются в настоящие стартапы.

Третьеклассницы Варя Ткач и Ульяна Молодкина два года назад придумали «кинестетик-планшет» для обучения слабовидящих детей и получили «бронзу» на международном чемпионате по детскому предпринимательству Startup World Cup Championship for kids & teens.

Кирилл Шубников в четвертом классе создал планировщик English-Planner, который помогает выучить английский язык. Стартовые инвестиции в проект составили 51,6 тыс. руб. и за два года принесли более 250 тыс. руб. Сейчас Кирилл выпускает мерч: толстовки, кружки, футболки с надписью It’s Mine.

Проект Just English & Movies восьмиклассниц Виктории Аргуновой, Алисы Булгаковой и Ульяны Турсковой помогает выучить английский с помощью сериала и песен. Создательницы заработали уже более 500 тыс. руб. Деньги на запуск они получили из фонда «Предпринимательство детям», созданного Аллой Аргуновой. Ежегодно ей удается привлечь от бизнес-ангелов около 1,5 млн руб.

Еще более успешный образовательный онлайн-проект Mind Map запустили два года назад одиннадцатиклассники Станислав Аргунов и Мария Баранникова. В его основу легли ментальные карты по курсу математики для 5—9 классов — краткое визуальное изложение темы в двух-трех слайдах. При инвестициях в 230 тыс. руб. за год работы удалось заработать более 2,6 млн руб. выручки.

Есть и по-взрослому инновационные разработки. Артемий Титов, Даниил Шубников и Тимофей Скатов из 11 класса в коллаборации с «ТехноСпарком» занимаются секвенированием сточных вод — изучают их микробиом. У их проекта Urban Gene уже есть первый заказчик — Мосводоканал. А пятиклассница Варвара Абрамян разработала концепцию умной теплой скамейки и заняла третье место в федеральном конкурсе детских технологических проектов Sk KidsChallenge в Сколково.

С воплощением идей школьникам помогают преподаватели и привлеченные программисты, дизайнеры, состоявшиеся предприниматели. В школе преподают все предметы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом, при этом программа отличается сильной предпринимательской составляющей. Например, уроки здесь больше похожи на заседания совета директоров: дети за большим овальным столом обсуждают тему занятия, а учителя им в этом лишь помогают, выступая в роли фасилитаторов.

Деловой подход

Каждый, кто захочет учить детей предпринимательству в России, неизбежно столкнется с кризисом всей образовательной системы. Впрочем, это мировая проблема. Как сказал основатель компании Alibaba Джек Ма, «индустриальное общество создало образование, похожее на сборочную линию по формированию человека как продукта, и это бедствие». Ма считает, что через 20 лет исчезнет около 50% существующих сегодня профессий, и если не изменить систему образования, человечество ждут серьезные проблемы.

По мнению руководителя проектной работы школы управления «Сколково» Даниила Добрынченко, педагогический конвейер, где от ученика требуется прочесть, зазубрить и пересказать, уже не отвечает задачам времени. Необходимо развивать совершенно иные навыки: креативное мышление, умение коммуницировать, работать в команде и проч. До школы большинство детей умеют это делать: их сознание еще не зашорено правилами и догмами, они открыты миру и исследуют его. «Дети умеют рисковать, они не боятся ошибиться. А тот, кто не готов ошибаться, не может мыслить оригинально. Но когда дети вырастают, они теряют эту способность, им становится страшно совершать ошибки. И наши государственные системы образования построены на нетерпимости по отношению к ошибкам. В результате мы отучаем людей от способности к творчеству», — говорил на конференции TED известный английский ученый Кен Робинсон.

Творческий подход — неотъемлемая часть предпринимательства. Но предпринимательское мышление, как отмечает Алла Аргунова, складывается не только из креативности, но и из системного подхода и реальной деятельности: «Когда ребенок начинает воплощать проект в жизнь, он видит цепочки всех процессов, учится быстро переключаться между задачами, делегировать работу другим людям, управлять ими и работать в команде».

Именно поэтому обучать предпринимательству детей нужно через деятельностный подход. Андрей Андрусов, заместитель директора Центра «СОЛь» и автор детской книги «Твой первый бизнес», преподает азы предпринимательства в шестых и седьмых классах московской школы «Класс-Центр». Уже в сентябре он говорит своим ученикам, чтобы они в ближайший месяц «выходили на продажи». «Учебный процесс строится интереснее, когда дети пробуют, у них не получается, и они начинают задавать вопросы. Это лучше, чем если бы я сразу начал им рассказывать теорию», — отмечает Андрусов. Такой подход позволяет развить в ребенке уверенность в себе и своих силах — качество, без которого заниматься предпринимательством невозможно.

Об авторе

Маргарита Федорова — журналист.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте