Тренды

Здоровье будущего: гаджеты, ИТ-медики и лечение на расстоянии

Арман Воскерчян
hbr.org

Отрасль здравоохранения претерпевает значительные изменения. Различные научные разработки и исследования способствуют развитию новых методов высокотехнологичной диагностики и лечения, создают растущую базу знаний. В ближайшем будущем нас ждут компьютерное моделирование развития болезней, хирургические операции с применением искусственного интеллекта, роботы-физиотерапевты и другие инновации. Широкое распространение получают новые медицинские специализации, среди которых R&D менеджеры здравоохранения, архитекторы медоборудования, ИТ-медики и генетические консультанты. Пациент же превращается в активного и инициативного потребителя, который вовлечен в процесс управления собственным здоровьем и использует цифровые технологии.

Сегодня глобальная нехватка ресурсов для систем здравоохранения способствует переходу от лечения в стационаре к новой модели медицинского обслуживания, которая позволяет сократить затраты, повысить доступность и улучшить результаты лечения. О необходимости переориентировать медицинские системы с лечения на профилактику говорят цифры: например, в России суммарный экономический ущерб только от болезней системы кровообращения ежегодно составляет около 1 трлн рублей. При этом, согласно исследованию НИУ ВШЭ, за период 2013-2020 годов на каждый рубль, вложенный в первичную профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, государство сможет получить отдачу в размере 7 рублей. В современных реалиях этот аспект актуален как никогда, он позволит сократить экономическое давление на систему здравоохранения, восполнить ее ресурсы и обеспечить эффективность.

Гаджеты, сервисы и информационные системы

Стремительное распространение умных гаджетов позволяет во многом оптимизировать процесс оказания медицинской помощи. Когда человек попадает в больницу, то носимые им устройства дают врачам возможность проанализировать большой объем данных и сделать выводы об изменении его жизненных показателей. В свою очередь пациенты могут самостоятельно отслеживать прогресс в лечении. Полученная информация интегрируется в электронную медицинскую карту, что позволяет оценивать состояние здоровья в долгосрочной перспективе, а не по результатам периодических посещений врача. Имея доступ к круглосуточной поддержке и консультациям специалистов, пациенты смогут самостоятельно следить за своим состоянием.

Во всем мире набирают популярность различные сервисы, которые помогают дистанционно записаться на консультацию к нужному специалисту. Пример в России – мобильное приложение «Яндекс.Здоровье», пользователи которого могут быстро найти подходящую клинику и записаться на прием к врачу. Если пациент не знает, какой специалист ему нужен, можно пройти опрос и получить рекомендацию.

Все большую роль играют интеллектуальные системы обработки данных пациентов, программное обеспечение для поддержки врачей во время принятия решений. Благодаря информационным системам у специалистов есть возможность делиться клиническими данными с коллегами по всему миру, получать консультации и обмениваться профессиональными мнениями – и только после этого принимать окончательные решения относительно диагноза и дальнейшего лечения пациента.

Например, программа eICU для дистанционного мониторинга и телемедицины в отделениях интенсивной терапии и реанимации позволяет врачам из Австралии в режиме реального времени наблюдать в ночное время за пациентами, которые находятся в США, и назначать необходимые процедуры удаленно в случае осложнений. Постоянный контроль жизненно важных показателей и мгновенное оповещение врачей о малейших изменениях в состоянии больных будут способствовать значительному улучшению результатов лечения.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте