Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Так ли экологична удаленная работа?

Ганга Шридхар , Кейт Лаффан , Лора Джурдж
Фото: Martin Barraud/Getty Images

Пандемия COVID-19 ускорила давние тенденции в развитии гибкой дистанционной занятости и цифровизации и дала начало крупнейшему в истории «эксперименту» с переходом на удаленную работу. На пике пандемии доля людей, работающих дистанционно, только в США выросла с 5 до 37%. Сейчас, когда мы выходим из кризиса, компании экспериментируют с различными форматами. Недавние опросы показывают, что 91% удаленных сотрудников хотели бы продолжать работать в том же или гибридном режиме, и 76% утверждают, что их организации готовы сохранить для них такую возможность в дальнейшем.

Когда в результате последовательных локдаунов люди практически перестали ездить на работу, многие считали, что это приведет к улучшению экологической ситуации. Действительно, резкие изменения в сфере транспорта, производства и потребления в апреле 2020 года позволили временно снизить мировой объем выбросов CO2 на 17% по сравнению с пиковыми значениями 2019-го. Но казавшаяся многообещающей тенденция вскоре сошла на нет: сегодня выбросы практически вернулись на прежний уровень, который отмечался до пандемии, несмотря на то что многие все так же работают из дома.

Наше исследование также показывает, что удаленный режим работы не является однозначным преимуществом для окружающей среды. Конечный эффект с точки зрения экоустойчивости зависит от моделей поведения работников в нескольких сферах: от энергопотребления, использования транспорта, работы с цифровыми устройствами и управления отходами. Влияют и несколько ситуационных факторов, таких как строительство жилья и местная инфраструктура.

Компании спешно решают, как им оценивать и публиковать информацию об углеродном следе и другие ESG-индикаторы, и переход к удаленке создает для них новые сложности. Как учитывать удаленную работу при движении к целям в области устойчивого развития?

Какие практики удаленных работников следует учитывать компаниям?

Чтобы оценить последствия удаленки для окружающей среды, организации должны принимать во внимание поведение работников в нескольких сферах, к которым в первую очередь относятся энергопотребление, транспорт, технологии и отходы. В совокупности изменение подобного поведения на уровне отдельных сотрудников, команд, компаний и отраслей может иметь значимый экологический эффект.

Энергопотребление

Удаленный режим работы оказывает смешанное влияние на потребление энергии: в некоторых исследованиях был обнаружен положительный эффект, в то время как в других отмечается нейтральное или даже отрицательное воздействие. В конце концов, это влияние может значительно варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей (например, осведомленности сотрудника, его взглядов, размера семьи, уровня благосостояния), от жилой инфраструктуры (например, энергоэффективности здания, застройщика) и даже ситуационных факторов (например, географического положения и времени года). При разработке политики удаленной работы, предполагающей, например, субсидирование счетов на оплату энергии, необходимо также учитывать воздействие на окружающую среду выбросов жилищного сектора.

Транспортный след

Уменьшение числа поездок на транспорте в связи с удаленкой, несомненно, пойдет на пользу окружающей среде, но появляется все больше доказательств обратного эффекта, в том числе из-за роста количества перемещений, не связанных с работой, и коротких поездок. Например, в выборке сотрудников из Калифорнии, перешедших на удаленку во время пандемии COVID-19, уменьшение километража сопровождалось ростом на 26% среднего числа поездок. Кроме того, нужно учитывать не только повседневные перемещения — также значение будут иметь потенциальные изменения объема выбросов в связи с рабочими поездками в условиях гибридного режима (например, на мероприятия и конференции).

Технологический след

Об авторах

Ганга Шридхар (Ganga Shreedhar) — доцент, преподаватель бихевиористики в Лондонской школе экономики и один из руководителей магистерской программы по бихевиористике, сотрудник кафедры географии и окружающей среды. Член Научно-исследовательского института изменения климата и окружающей среды Грэнтэма и Инициативы по инклюзии, научный сотрудник Академии высшего образования.

Кейт Лаффан (Kate Laffan) — доцент, преподаватель бихевиористики в Лондонской школе экономики, научный сотрудник и специалист по бихевиористике в ОЭСР. Сотрудник Института государственной политики им. Роя Гири и Института Земли Дублинского университетского колледжа. Ее работы в области бихевиористики посвящены взаимосвязи между благополучием и поведенческими моделями, особое внимание она уделяет защите экологии и социальной справедливости, а также действиям потребителей и сотрудников.

Лора Джурдж (Laura M. Giurge) — преподаватель организационного поведения в Лондонской школе бизнеса, научный сотрудник Лондонской школы экономики, Исследовательского центра благосостояния Оксфордского университета и Цюрихского университета. Занимается исследованиями на стыке менеджмента и бихевиористики, изучает вопросы благополучия, гендерного неравенства, времени, лидерства и моделей работы будущего.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте