Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Marvel: фабрика блокбастеров

Арне Карлсен , Миха Шкерлавай , Спенсер Харрисон

Всего за 10 лет Marvel Studios изменила наше представление о кинофраншизах. 22 фильма компании собрали в прокате в общей сложности около $17 млрд — больше, чем любая другая кинофраншиза в истории. При этом они получили невероятно высокий рейтинг одобрения — 84% — на агрегаторе отзывов Rotten Tomatoes (средний показатель 15 самых кассовых франшиз — 68%), а число номинаций и наград в среднем составляет 64 на каждый фильм. Лента «Мстители: Финал», вышедшая на экраны весной 2019 года, получила восторженные отзывы критиков и вызвала такой ажиотаж, что онлайн-продавцам билетов в кинотеатры пришлось модернизировать свои системы, чтобы справиться с валом запросов.

Глава Marvel Studios Кевин Файги в интервью журналу Variety дал кажущееся простым объяснение: «Я всегда выступал за расширение представления о том, каким должен быть фильм Marvel Studios. Мы стараемся привлекать все больше зрителей за счет неожиданных ходов и отступлений от шаблонов, лекал, формул». Похоже, все дело в правильном балансе: фильм должен быть оригинальным, но при этом сохранять связь с предыдущими, чтобы оставаться узнаваемой частью единого целого.

Но найти этот баланс намного труднее, чем кажется. Даже создать один фильм, достаточно успешный для запуска франшизы, очень непросто: шесть из восьми провалившихся в прокате крупнобюджетных фильмов 2017 года задумывались как начало новых франшиз. И даже если первая картина оказывается успешной, сиквелы чаще всего не оправдывают ожиданий: большинство франшиз от фильма к фильму получают все более низкие оценки критиков и все меньшие сборы. Режиссер «Железного человека» Джон Фавро заметил: «Сделать так, чтобы франшиза не выдохлась после двух серий, крайне трудно. История показывает, что наиболее успешным обычно бывает второй фильм». Это мнение разделяет и глава Pixar Эд Кэтмелл: он называет сиквелы проявлением «творческой несостоятельности». Видимо, поэтому Pixar снимала продолжения лишь к четырем своим фильмам.

Однако у Marvel таких проблем пока не возникало. На момент написания статьи в прокат вышли уже 22 ленты, а компания все еще не утратила способности всякий раз по-новому смотреть на то, какой должна быть ее продукция. В начале 2018 года на экраны вышла «Черная пантера». Фильм получил рекордные сборы, а критики заговорили о «радикальных переменах» и «поразительной творческой оригинальности», создающих «колоритную, но убедительную реальность с важным социальным подтекстом». Критик Тай Берр писал в Boston Globe: «Картина не столько переосмысляет супергеройский жанр, сколько возрождает и оживляет его — со всеми типажами и клише — на радость зрителям, которым нужна осязаемая мечта… Фильм не похож на обычное продолжение франшизы: он представляет собой совершенно самостоятельное произведение». При этом, как отмечали другие кинокритики, в ленте присутствовал абсолютно узнаваемый дух Marvel.

Как и почему Marvel удается так точно сочетать традиции и новизну? Чтобы ответить на этот вопрос, мы собрали данные о каждой из 20 лент кинематографической вселенной Marvel, вышедших в прокат до конца 2018 года, изучили 243 интервью и 95 видеоинтервью с продюсерами, режиссерами и сценаристами, а также 140 рецензий ведущих критиков. Мы провели цифровой анализ сценариев и визуального исполнения каждого фильма и изучили сети контактов 1023 актеров и 25 853 членов съемочной группы. Результаты исследования говорят о том, что в основе успеха Marvel лежат четыре ключевых принципа: 1) привлечение «опытных новичков»; 2) сохранение постоянства основного состава; 3) регулярный пересмотр шаблонов; 4) поддержание любопытства зрителей. Далее мы подробно рассмотрим эти принципы и покажем, как их использует Marvel и как они приводят к успеху компании из самых разных областей.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте