Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Тайные ученики умных машин

Мэтт Бин
Иллюстрация: John W. Tomas

6:30 утра, больничный коридор. Кристен везет пациента на операцию на предстательной железе. Кристен — старший ординатор, хирург-стажер. Девушка рассчитывает самостоятельно выполнить сложный разрез с сохранением чувствительности нервных окончаний. Начинается операция, Кристен и опытный хирург работают в четыре руки: она делает основную работу, он внимательно следит и подсказывает. Операция проходит успешно, хирург снимает перчатки, и в 8:15 Кристен уже зашивает разрез. Из-за ее плеча за процессом наблюдает младший ординатор. Кристен позволяет ему наложить последние швы. Она чувствует себя прекрасно: пациент спасен, а у нее теперь есть важный хирургический опыт.

Прошло полгода. И вот опять 6:30 утра, Кристен вновь везет пациента, но теперь уже на роботизированную операцию. Хирург настраивает установку весом в полтонны и подводит все четыре манипулятора к пациенту. Затем он и Кристен занимают свои места у пульта управления в пяти метрах от операционного стола. Они сидят спиной к пациенту, и Кристен лишь наблюдает, как хирург управляет движениями робота, аккуратно отделяя и рассекая ткани. Применение робота позволяет выполнить всю операцию одному человеку, и хирург пользуется этой возможностью. Он знает, что Кристен нужна практика, — но знает и то, что она будет действовать медленнее и менее точно. За всю четырехчасовую операцию ей удается поработать не больше 15 минут. Кристен понимает: стоит ей ошибиться — и хирург у всех на виду переключит управление на себя и лишит ее возможности даже наблюдать за процессом со стороны.

Хирургия — невероятно ответственная сфера, однако навыки в ней до сих пор передаются так же, как в большинстве других профессий: новичок сначала наблюдает за работой опытного специалиста, потом сам пробует выполнять несложные действия, затем — постепенно и под пристальным наблюдением — переходит к все более ответственным задачам и, наконец, сам становится профессионалом. Этот процесс называют по-разному: производственной практикой, стажировкой, наставничеством, кураторством… Американские хирурги следуют формуле «наблюдай, выполняй, обучай».

Несмотря на всю важность практического обучения, многие организации относятся к нему слишком легкомысленно: его почти никогда специально не финансируют и не контролируют. В 2018 году из примерно $366 млрд, потраченных компаниями по всему миру на формальное обучение, лишь крохи выделялись непосредственно на процессы наставничества. При этом многолетние исследования показывают: хотя формальное корпоративное обучение важно, львиной долей навыков, которых требует та или иная должность, можно овладеть только на практике. Большинство организаций в значительной степени зависят от процессов наставничества: по данным исследования, проведенного Accenture в 2011 году, лишь каждый пятый сотрудник за предыдущие пять лет овладел новыми рабочими навыками в процессе формального обучения.

Однако сегодня над практическим обучением нависла угроза. Стремительное проникновение в деловую сферу передовой аналитики, искусственного интеллекта и роботов разрушает этот проверенный и эффективный подход. Из-за автоматизации процессов ежегодно исчезают и появляются десятки тысяч рабочих мест, а сотням миллионов людей приходится овладевать новыми навыками и методами работы. При этом факты говорят о том, что с внедрением умных машин стажерам все труднее проходить важный путь ученичества. Мы с коллегами выяснили, что в этих условиях у опытных специалистов меньше возможностей продемонстрировать свои умения, а у новичков — понаблюдать за их работой: приходится на ходу изобретать новые и адаптировать старые методы обучения.

Так как же сотрудникам учиться работать с умными машинами? Некоторые ответы дает наблюдение за теми, кто перенимает опыт старших коллег «неофициально», не боясь совершать ошибки. Эту распространенную практику я называю теневым обучением.

Что мешает учиться?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте