Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Секрет ИИ: почему одним компаниям алгоритмы помогают, а другим нет

Джон Д. Вуд , Нада Р. Сандерс
Фото: MirageC/Getty Images

Многие руководители думают, что ИИ — это просто еще одна небольшая технология из серии «подключи и работай». Но на самом деле, чтобы извлечь из ИИ конкурентное преимущество, нужно преобразить всю структуру компании так, как поступили лидеры в этой сфере — Google, Haier, Apple, Zappos и Siemens. Они добились успеха не только за счет лучших технологий, но благодаря тому, что полностью преобразили свой бизнес, чтобы дополнить свои человеческие ресурсы мощным искусственным интеллектом.

Как им это удалось? Чтобы найти ответ, мы провели многоэтапное пятилетнее исследование: сначала опросили топ-менеджеров и директоров, а затем провели множество интервью и опросов в компаниях разных сфер, чтобы определить стратегии и проблемы внедрения ИИ. Кроме того, мы подробно изучили пять ведущих организаций из этой сферы. Результат оказался неожиданным. Мы поняли, что для конкурентоспособности в эпоху ИИ нужны не только технологии как таковые, а новые организационные структуры, в которых технологии помогают людям себя проявить. Для этого нужна особая бизнес-модель, в которой машины и люди взаимодополняют друг друга. Техника отлично выполняет рутинные, автоматизированные задачи — быстрее и точнее, чем любой человек. Однако бизнесу сегодня особенно нужны уникальные человеческие навыки: креативность, интерес, интуиция, способность меняться и создавать новое. В отличие от многих других процессов этому роботов научить нельзя.

Как руководителю получить максимум от ИИ?

На основе нашего исследования мы разработали четырехуровневую систему с руководством для менеджеров, отвечающую на вопрос, как создать организацию для людей, но со сверхчеловеческим интеллектом. Это именно четыре уровня, а не четыре шага: над ними нужно работать одновременно, а не по очереди. Должны присутствовать все четыре уровня — миссия, интеграция, внедрение и контроль — иначе ИИ не придаст компании устойчивое конкурентное преимущество. Вот как работает эта система.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте