Управление инновациями

Хрупкие инновации: как использовать стартапы для задач устойчивого развития

Филипп Мухин
Фото: Debby Hudson / Unsplash

В мире начинает появляться новая, но уже четко сформулированная бизнес-потребность: привлекать инновации к корпоративным инициативам устойчивого развития, чтобы стартапы приносили не только прибыль, но и пользу обществу. Сегодня это становится особенно важно, иначе компании рискуют проиграть битву за лояльность и государства, и потребителя. О чем нужно помнить корпорациям, если они планируют действовать в этом направлении.

Зачем встраивать инновации в стратегию устойчивого развития?

Потребители изменились — причем не только в США и Европе, но и в России. Они все чаще выбирают биоразлагаемую упаковку, тару многоразового использования, косметику без тестов на животных и легко отказываются от бренда, если ловят его на лжи, а то и переходят в активное наступление в социальных сетях, генерируя поток негативных отзывов. Об этом говорят и сухие цифры: исследование Accenture 2019 года показало, что 57% опрошенных россиян обращают внимание на прозрачность происхождения продукции, а 40% уже отказывались от бренда из-за его публичного поведения или несоответствия ожидаемым нормам ведения бизнеса.

Быть «неустойчивым» опасно не только с точки зрения сбыта. Для инвесторов устойчивый бизнес равен предсказуемым инвестициям — и это уже не вопрос репутации компании, а реальные финансовые возможности. Но чтобы добиться этого, «философия устойчивости» должна стать сквозной для всех подразделений и бизнес-процессов. Готовы к этому, к сожалению, далеко не все. И, что удивительно, среди «отстающих» оказываются именно инноваторы.

Что не так с инновациями?

Инновации нестабильны по своей сути: они предполагают культуру постоянного экспериментирования, быструю смену приоритетов, непредсказуемые решения. Для крупных компаний, привыкших работать по четко прописанной логике принятия и согласования решений, это становится источником неопределенности, иногда даже хаоса. У молодых команд совсем другая ментальность и степень гибкости: все должно быть быстро, просто, «раз, два и поехали».

Все, кто сталкивался с работой стартапов, поймут, о чем я. Начинаешь работать с проектом, вы о чем-то договариваетесь. Через три дня ты звонишь своему новому партнеру, он не берет трубку, а потом пишет письмо: «Мы уехали в Долину в акселератор, будем через год». Другой забавный случай из моего личного опыта произошел, когда мы как корпорация готовы были немедленно начать работу с перспективным проектом социальной направленности, однако на десятой минуте переговоров выяснилось, что у учредителей банально нет юридического лица и его создание даже не планировалось в ближайшие полгода. Эта, казалось бы, мелочь, мгновенно ставила крест на дальнейшем сотрудничестве, так как делала невозможными все необходимые процедуры, предписанные корпоративными бюрократическими регламентами.

Для корпорации подобная ментальность — источник риска, однако без нее невозможно быстрое внедрение прорывных инноваций, которые могли бы стать источником долгосрочных конкурентных преимуществ. Поэтому компании приходится снижать уровень опасности, умело балансируя между интересами потребителей, государства и технологическим прогрессом.

Инновации и сами по себе создают риски разной природы: в части кибербезопасности, приватности пользователей, соответствия законодательным ограничениям, этики и даже репутации компании. Кто, например, может предсказать, что запущенный в Twitter чат-бот начнет мимикрировать под других пользователей и шокировать аудиторию расистскими шутками? А эта история совершенно реальна.

Чтобы минимизировать такие риски, бизнесу необходимо интегрировать создание инноваций в стратегию устойчивого развития. Конечно, это легче сказать, чем сделать — однако можно предложить ряд практических шагов, которые позволят достичь цели.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте