Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как повысить успешность операций с помощью данных: опыт клиники Майо

Мохамад Байдон , Фред Мейер
Фото: Jetta Productions Inc/Getty Images

У многих систем здравоохранения есть ценный актив, который они недостаточно используют: клинические реестры. Это базы данных, которые с помощью стандартных анкет собирают информацию обо всех контактах с пациентом: о сопутствующих заболеваниях, об операциях, послеоперационных осложнениях и результатах по собственной оценке.

Однако организации редко полностью используют этот актив. Если вывести избранную информацию из реестра на контрольные панели, их можно будет использовать для подробного анализа результатов клиники: качества услуг, стоимости и объемов разных процедур. Такие реестры позволяют определять сферы, которые требуют улучшений, добиваться более выгодных условий в переговорах с плательщиками и помогать в обсуждениях решений между врачом и пациентом. По крайней мере, отделению нейрохирургии клиники Майо удалось добиться именно этого.

В 2016 году руководители отделения поняли, что им нужно систематически собирать и точно измерять качество операций, чтобы отслеживать деятельность растущей практики по нейрохирургии — в нее входило уже шесть кампусов в разных частях США, где работал 51 нейрохирург. Авторы статьи возглавили мультицентровый пилотный проект по разработке решения.

Наш пилотный проект был успешно завершен в 2019 году. Теперь все новые данные постоянно и автоматически поступают в реестры и на панели управления — только данные об осложнениях ежедневно вводятся вручную. Наша работа показала, что реестр на уровне отделения — это эффективный инструмент для отслеживания результатов операций сразу в нескольких центрах. На основании нашего пилотного проекта другие отделения клиники Майо запускают похожие инициативы.

Вот несколько шагов, которые мы сформулировали по результатам работы пилотного этапа и которые могут помочь другим больницам, вводящим подобные системы.

1. Определите возможность и поймите, что может вам помешать

Нашему отделению нейрохирургии понадобилась система измерения эффективности, которая бы обеспечивала полный обзор ценности высокоспециализированных нейрохирургических процедур, в том числе сложных операций по лечению опухолей мозга, аневризм, деформаций позвоночника и других неврологических заболеваний. Перед нами встала сложнейшая задача: разработать эффективный инструмент клинической регистрации для такой сложной и интегрированной организации, как клиника Майо.

Дополнительной проблемой были расстояния между кампусами клиники. Это одна из мощнейших неврологических практик в США: 20 нейрохирургов работают в Рочестере, Миннесота; 11 — в Джексонвилле, Флорида; 12 — в Финиксе, Аризона; и восемь — в локальных госпиталях сети Майо на Среднем Западе. В сумме они выполняют по 11 тыс. операций каждый год.

2. Обеспечьте общее согласие

Чтобы создать отделение, работающее на основе данных, нужно вложить существенную сумму денег, нанять сотрудников и обеспечить согласие от руководителей на уровне отделения, а также всей организации. Следовательно, первый шаг при разработке практик отчетности и панелей управления — добиться того, чтобы люди на всех уровнях признавали их необходимость для качественной и экономически эффективной работы организации и поддержания ее конкурентоспособности на рынке. Мы добились согласия от сотрудников нашего отделения, проведя ряд образовательных сессий во всех шести кампусах. На этих сессиях мы рассказали, зачем нужны такие данные и удобные для пользователя системы.

3. Получите необходимые финансовые ресурсы

До этого проекта клиника Майо тоже делала существенные вложения и пыталась разработать инфраструктуру клинического реестра для отделения нейрохирургии. Но понадобились существенные дополнительные инвестиции, чтобы оформить данные из реестра в специальную панель, которая помогала бы принимать решения по деловым операциям и контрактам с плательщиками. Общая сумма инвестиций с учетом времени, кадров и упущенных возможностей по другим проектам составила около $1,5 млн за пять лет.

4. Выразите в цифрах необходимые переменные

По нашим представлениям, база данных практики нейрохирургии и панель управления должны были позволять четко и информативно визуализировать операционные показатели: число пациентов, результаты и единицы относительной стоимости (Relative Value Unit, RVU) (этот показатель используют государственные системы здравоохранения Medicare и Medicaid, а также коммерческие страховщики, которые с его помощью рассчитывают сумму компенсаций). В базу данных вносились такие переменные, как повторные госпитализации после операции, осложнения, возвраты в операционную, смертность, продолжительность пребывания в стационаре и состояние при выписке, по всем пациентам, которым были сделаны нейрохирургические процедуры в клинике Майо. Реестр также включал и визуализировал финансовые индикаторы — например, общую сумму издержек больницы и расходы по всем нейрохиругическим госпитализациям.

Панель стала важным механизмом обратной связи для глав отделений во всех кампусах. Она также помогла им обсуждать друг с другом проблемы эффективности и проекты по улучшению качества и ухода за пациентами. (Текущая версия нашей панели позволяет пользователю визуализировать метрики с сортировкой по дате, объекту, типу процедур и хирургу. Можно также посмотреть среднюю стоимость для разных категорий операций и сравнить расходы по разным объектам.)

Наша идея заключалась в том, чтобы создать «сбалансированную карту показателей», Balanced Scorecard, предложенную Робертом Капланом, Дэвидом Нортоном и другими. Наша команда приняла эту задачу и увидела, что мы можем разработать не слишком громоздкую и удобную в использовании панель, которая будет предоставлять инсайты о качестве и эффективности.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте