Управление инновациями

Начать со школы

Берглёф Эрик , Плеханов Александр

Общеизвестно, что к техническому прогрессу ведут две дороги. Можно позаимствовать готовые зарубежные технологии и перенимать навыки и опыт от иностранных специалистов. А можно постепенно совершенствовать продукцию и технологии своими силами и стремиться к радикальным прорывам, научиться самим проходить путь от научного открытия до коммерческого воплощения.

Модернизация российской экономики — задача колоссальной сложности, ведь индустрия страны не только слабо диверсифицирована, но и сконцентрирована на производстве товаров с небольшим потенциалом роста производительности и низким потенциалом перехода к выпуску новой продукции1. Понимая, что страна отстала в техническом отношении и что ее предприятия вряд ли смогут самостоятельно перевооружиться, российские политики предлагают разные меры государственного масштаба.

Рецепты построения экономики имитаций и экономики инноваций, казалось бы, хорошо известны. Для успеха имитационной стратегии нужны крупные предприятия, банковское финансирование и грамотный персонал с хорошей базовой подготовкой. Росту инноваций способствуют свободный вход на рынок новых фирм, развитый рынок капитала, в том числе венчурного, подготовка высококлассных специалистов и ученых, а также поддержка исследований и разработок. Исторически развивающиеся страны проводили модернизацию путем имитации, а технологически продвинутые — прокладывали дорогу инновациям. Но сейчас границы между двумя типами экономик размываются: доля развивающихся стран в исследованиях и разработках постоянно растет. И как показывает мировой опыт, какой бы из двух путей вы ни выбрали, успех модернизации сильно зависит от качества человеческого капитала.

Работодатели жалуются

Во время экономического подъема предыдущих лет рост производительности труда в промышленности резко отставал от роста реальной заработной платы, и это вызвало беспокойство экономистов. Отчасти расхождение сигнализирует о «голландской болезни» — следствии повышения мировой цены на нефть. Доходы от сырья повышают спрос на услуги, а значит, и зарплату в секторе услуг. В свою очередь, это вызывает рост заработной платы в промышленности.

Но это не единственная причина. Быстрый рост реальной заработной платы показывает, что на рынке труда не хватает квалифицированных рабочих. В исследовании Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPS), проведенном в России Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), участвовала примерно тысяча компаний. Им предложили назвать самое главное препятствие для бизнеса в России (см. врезку). И более 15% фирм указали именно на качество рабочей силы. Низкая квалификация персонала оказалась более серьезным препятствием, чем пресловутая коррупция и административные препоны. Затем мы попросили респондентов оценить влияние негативных факторов на работу их фирм по следующей шкале: «ничтожно малое — слабое — умеренное — сильное — очень сильное». И по «весу» проблема квалификации вышла на первое место: 56,6% фирм оценили этот фактор как «сильный» и «очень сильный». Второй по значимости помехой (50,1% респондентов) оказалась коррупция.

Проблемы с трудовыми ресурсами характерны для многих новых рынков, но в России недовольство работодателей оказалось выше, чем в странах, недавно вступивших в ЕС, и по сравнению с большинством прочих стран постсоветского пространства.

Качество образования

Мы заинтересовались, насколько оправданно такое мнение работодателей, и взглянули на проблему с другой стороны. Косвенно о качестве человеческого капитала можно судить на основании периодических замеров подготовки школьников PISA (Programme for International Student Assessment). Если BEEPS оценивает соответствие спроса и предложения на рынке труда с точки зрения навыков, то PISA — инструмент оценки качества базового образования. В его основе тесты: один и тот же набор заданий предлагается 15-летним учащимся разных школ. Проверяют знания в математике и естественных науках, а также навыки аналитического чтения (понимание информации, представленной в виде текста, диаграмм и таблиц). В 2006 году исследование проводили в 57 странах. В России в нем приняли участие примерно 5800 учеников из разных регионов.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте