Управление инновациями

Деньги в космос

Дагаева Анастасия

За минувшие 15 лет частный бизнес вполне освоился в космической отрасли, дорогой и некогда окутанной гостайной. Объем мирового космического рынка достиг $320 млрд, из них лишь 25% приходится на госсектор. Мощный приток частных инвестиций связан с тем, что космические технологии все больше применяются не только в военных или государственных целях, а, что называется, бытовых: для навигации, спутникового ТВ, связи.

Первопроходцами стали американцы. Они либерализовали космическую отрасль, и NASA из монополиста перевоплотилось в администратора: госагентство как распорядитель бюджетных денег практически на все — от проектирования до доставки грузов на околоземную орбиту — теперь проводит тендеры именно среди частных компаний. В отчете NASA под названием Emerging Space упоминаются почти два десятка таких компаний. 

Основные направления, по которым развивается частная космонавтика, — это производство ракет и кораблей; создание малых спутников и предоставление услуг на основе собираемой ими информации; суборбитальный туризм. «HBR — Россия» выбрал трех предпринимателей, вложивших свои деньги в какое-нибудь из этих направлений, чтобы разобраться в тонкостях «неземного» бизнеса. Зачем основатель SpaceX американец Элон Маск разрабатывает ракету многоразового использования? Действительно ли данные со спутника могут стать «товаром из супермаркета» — недорогим, всегда имеющимся в продаже, как этого хочет учредитель Dauria Aerospace россиянин Михаил Кокорич? ­Полеты в космос, о которых мечтает основатель бренда Virgin британец Ричард ­Брэнсон, — это сказка или быль?  

image

По дороге на Марс

Санкции, введенные США против России в 2014 году, коснулись и сотрудничества стран в космической отрасли. По этому поводу в апреле 2014 года вице-премьер Дмитрий Рогозин написал в Twitter: «Проанализировав санкции… предлагаю США доставлять своих астронавтов с помощью батута». В тот же день президент SpaceX Элон Маск с иронией ответил: «Похоже, сейчас самое время представить новый космический корабль Dragon V2 [пилотируемый], который мы разрабатываем для NASA. Батут не понадобится». 

США перестали эксплуатировать Space Shuttle в 2011 году (программа была признана неэффективной), с тех пор экипажи на МКС доставляются только российскими «Союзами». В 2017 году контракт NASA c Россией заканчивается. К тому времени, как ожидает NASA, свои транспортные корабли представят Boeing и SpaceX, выигравшие в 2014 году тендер на общую сумму $6,8 млрд (4,2 и 2,6 соответственно).

Но если Boeing имеет 100-летнюю историю технических открытий, то SpaceX Элона Маска появилась лишь в 2002 году. Впрочем, бросать вызов всему общепринятому, кажется, самая большая страсть Маска: «Мне нравится участвовать в том, что меняет мир. Это уже сделал интернет. Теперь, похоже, космос изменит жизнь людей больше, чем что-либо еще».

image

Маск стал миллионером в 28 лет, продав свою первую интернет-компанию Zip2 (ПО для новостных компаний) за $307 млн. За следующие десять лет он создал систему онлайн-платежей PayPal (eBay купила ее за $1,5 млрд), разработал электромобиль Tesla (IPO одноименной компании стало сверхудачным), запустил ракету Falcon и космический аппарат Dragon для NASA. В чем секрет Маска? По его словам, им движет любопытство: еще в детстве ему «запустили мозги» старая научная фантастика и Айзек Азимов. 

В 2002 году, готовя PayPal к продаже, Маск думал, чем ему заниматься дальше. «Я всегда интересовался космосом, но что можно сделать в одиночку? Я всегда верил, что люди полетят на Марс. Я зашел на сайт NASA, чтобы посмотреть, как обстоят дела. И ничего не обнаружил — ни плана, ни графика», — ­рассказывал Маск в интервью Wired. Решив начать со строительства ракеты, он знакомился со многими специалистами, выделяя среди них «технически дальновидных». «Нужно было заарканить самых умных, тех, кто устал от NASA и хотел бы создать что-нибудь действительно ценное», — вспоминал Маск. Сформировавшаяся вскоре команда стала считать, как сделать ракеты дешевле и эффективнее, чем у NASA. Так появилась компания SpaceX — Маск не только вложил в нее $100 млн собственных средств, но и досконально разобрался в теме. «Я знаю свою ракету до последнего винтика, знаю температуру плавления оболочки, знаю, почему выбран именно этот материал, как все сварено», — цитирует Маска его биограф Эрик Нордеус в книге «The Engineer».

Маск был уверен, что его ракета будет гораздо дешевле американских аналогов — при сравнимой надежности и нагрузке и тогда он сможет оттеснить крупные аэрокосмические корпорации вроде Boeing или Lockheed Martin и получить госзаказ. Новичку пробиться на этот рынок трудно: у корпораций, как правило, эксклюзивные долгосрочные договоры с Пентагоном или NASA. Маск, проанализировав, за сколько можно купить на рынке применяемые в ракетостроении алюминиевые сплавы, титан, углеволокно и т. д., понял, что доля материалов в стоимости производимых в США ракет составляет лишь 2%. «Это же чудовищное соотношение для большого механического изделия!» — возмущается он. Маск даже понял, откуда оно взялось: гиганты отрасли не любят рисковать, используют древние, но проверенные технологии и почти все работы отдают подрядчикам.

Уже в марте 2006 года SpaceX запустила свою первую, построенную на деньги компании ракету-носитель Falcon 1. Из пяти запусков первые три закончились авариями, две следующие оказались удачными. Но это была своего рода разминка. В 2009 году SpaceX завершила прог­рамму Falcon 1 и сосредоточилась на Falcon 9, ракете-носителе большей грузоподъемности, и космическом транспортном корабле Dragon. Проекты финансировались по программе Коммерческой орбитальной транспортировки (COTS), проводившейся NASA в 2006—2013 гг.Правительство США, которое инициировало­­ программу, решило больше не выделять космическому госагентству баснословных сумм на отправку грузов на МКС: только один полет Shuttle обходился казне в $500 млн. За чуть большие деньги — $800 млн — Белый дом стал стимулировать разработку частных ракет и космических аппаратов, рассчитывая выбрать лучшие модели. Заявки на участие в COTS подали почти 30 компаний, включая Boeing; победили две — Orbital Sciences и SpaceX. ­Компания ­Маска получила $396 млн.

В июне 2010 года состоялся первый запуск Falcon 9. Полгода спустя SpaceX впервые отправляет в космос аппарат Dragon: он вышел на околоземную орбиту, а затем приводнился в Тихом океане. В NASA запуски сочли успешными. В мае 2012 года Dragon впервые пристыковался к МКС: прежде такой технологией обладали только государства — США, Россия и страны ЕС.

image

С 2012 года SpaceX начинает выполнять полеты по контракту с NASA — доставлять грузы на МКС и забирать их оттуда. Всего запланировано 12 полетов, пять из которых уже завершены, говорится на сайте SpaceX (общая сумма контракта $1,6 млрд).

Тем временем у компании на подходе очередная модификация ракеты-носителя — Falcon Heavy. Это, утверждает SpaceX, самая грузоподъемная и мощная ракета-носитель в мире со времен ракет «Сатурн-5», доставивших «Аполлон» с американскими астронавтами на Луну. Параллельно на собственные средства компания осваивает технологию многоразового использования ракеты — с вертикальным взлетом и посадкой. В апреле 2014 года состоялся первый тестовый полет: ракета Falcon 9 Reusable поднялась на 250 м, в  июне — уже на километр. В августе на старте произошел взрыв, что, впрочем, не замедлило хода работ. Ведь впереди, как говорит Маск, покорение Марса и других планет. Это не бравада удачливого и богатого предпринимателя, а цель компании, в которой работает ­

3000 человек. «Компания была основана для того, чтобы произвести революцию в космических технологиях и дать людям возможность жить на других планетах», — написано на сайте SpaceX. 

А пока Маск сбивает цену запуска, как и заявлял с самого начала. Затраты на Falcon 9­ ­составляют­ $62 млн, указывает SpaceX, а на сопоставимую по характеристикам Atlas5 — $226 млн. Производит Atlas5 корпорация United Launch Alliance (ULA), совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, тех самых монстров аэрокосмической отрасли. «Стоимость запуска во многом зависит от двух факторов — стоимости ракеты-носителя

и транспортировки до места старта, — отмечает член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Юрий Караш. — Судя по заявленной цене, SpaceX неплохо потрудилась над себестоимостью ракеты». 

Любовь к космосу не мешает Маску действовать довольно жестко. Он давно борется с гигантами отрасли, демонстрируя завидные результаты: чего стоят только контракты с NASA. Недавно он добрался и до Пентагона. Тут Маску опять сыграли на руку антироссийские санкции: американским компаниям запрещено импортировать производимые в России ракетные двигатели. Но именно они стоят на ракетах Atlas5 от ULA, имеющей монополию на запуск спутников для американского военного ведомства. Это возмущало Маска, по мнению которого ракета-носитель его SpaceX ничуть не хуже. В конце апреля 2014 года SpaceX оспорила в суде контракт между ВВС США и ULA в связи с наложенными санкциями. Суд вынес решение в пользу Маска. 

Сейчас SpaceX оценивается в $12 млрд и входит в рейтинг самых дорогих стартапов мира WSJ. В январе компания привлекла очередные инвестиции — $1,2 млрд, продав Google и инвестфонду Fidelity 10% своих акций. SpaceX не раскрывает финансовых показателей, но компания точно не «в минусе», считает управляющий партнер I2BF Global Ventures Илья Голубович: «Иначе она едва ли тестировала бы многоразовые ракеты — это очень затратный проект». У SpaceX есть контракты как с государством, так и с частными компаниями. А в парт­нерстве с Google она планирует запустить около 700 малых спутников, чтобы покрыть интернетом всю Землю (проект т.н. космического интернета — высокоскоростного доступа к глобальной сети в любой точке планеты через флот спутников на низких орбитах). Голубович, инвестор проекта по освоению астероидов Planetary Resources и российской частной аэрокосмической компании Dauria Aerospace, не исключает, что SpaceX в какой-то момент объявит IPO. «По срокам непонятно, но сигналы уже есть, — отмечает он. — Бумага наверняка будет пользоваться спросом. Я и сам бы купил». 

image

Спутники — в розницу 

«Космос — такой же бизнес, как все остальные. И то, что он представляется нам государственным видом деятельности, это, наверное, особенность России», — говорит президент Dauria Aerospace Михаил Кокорич, в прошлом — совладелец сети магазинов «Уютерра» и «Техносила». 

Сам он всегда интересовался космосом — выписывал профильные журналы и даже установил у себя дома мощный телескоп. Но решение зарабатывать на космосе пришло не сразу. Как-то Кокорич с партнерами обратил внимание на мировой рынок малых низкобюджетных спутников, который начал набирать обороты лет десять назад. Такие аппараты используются в области связи и телекоммуникаций, для отработки космических технологий, научных исследований и космической съемки. Весят они в зависимости от назначения от нескольких килограммов (наноспутники; съемка) до полутоны (мини-спутники; связь) и стоят от $100 тысяч до $10 млн. Стимулирует этот рынок, с одной стороны, активное развитие телекоммуникационных и интернет-компаний. С другой — удешевление сборки самих аппаратов, что стало возможно благодаря новому формату CubeSat («кубсат»), разработанному в 1999 году Калифорнийским политехническим и Стэнфордским университетами. Спутник собирается по принципу Lego из кубов размером 10 х 10 х 10 см, а сами кубы изготавливаются из стандартных комплектующих, используемых в других отраслях — ИТ, автопроме и т. д.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте