Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему бессмысленно создавать очередную Силиконовую долину

Дэн Брезниц

Политики всего мира страстно полюбили инновации и видят в них окончательное решение всех экономических недугов. Чуть ли не в каждой стране создается собственная Силиконовая долина.

И это — плохая идея.

Мало того, что ее практически невозможно воссоздать в виде особой инновационной экосистемы — она уже и не единственная парадигма для инноваций. Мир очень заметно изменился, а наше понимание того, как работает инновация и кому идет на пользу, не поспевает за этими изменениями.

Производство товаров и услуг теперь распределено по всему миру. Оно разделяется на множество стадий, и осуществляются эти этапы в самых разных местах, благо ныне все можно координировать по интернету. Регионы теперь специализируются по конкретным стадиям производства, а не по окончательному продукту и тем более не по отраслям.

Эти изменения проявились в стремительном росте глобальной внутрикорпоративной (а не только межкорпоративной) торговли компонентами товаров. Не только наши смартфоны, но и все их основные детали придуманы, нарисованы, произведены и собраны в таком количестве стран, которое среднему американцу за всю жизнь не объехать.

Читайте материал по теме: Что Питер Друкер знал о 2020-м годе

В результате этих изменений уже непонятно, в какой мере экономические последствия той или иной инновации скажутся непосредственно на месте ее зарождения. Глобальная перестройка производства и рынка услуг породила новую логистику создания дополнительной стоимости, новые специализации и новые возможности. Ни одна страна не может теперь конкурировать на всех этапах создания и производства нового продукта, и нам приходится пересмотреть концепцию экономического роста, основанного на инновациях, подобрать наилучшие стратегии для инвестиций.

Поскольку теперь страны специализируются на отдельных этапах производства, каждая из них конкурирует именно на определенном этапе или с определенным набором инноваций. И следует учесть, что подобная специализация приводит к иному распределению экономических плодов успеха.

Силиконовая долина приобрела столь важное значение после окончания Второй мировой войны, став тем местом, где предприниматели обкатывали новые идеи и превращали их в массовый и коммерчески успешный продукт. Инновация и производство шли рука об руку, если не в пределах одной компании, то уж точно в пределах США (собственно, и Долина получила свое название потому, что здесь начали производить кремниевые чипы). Такие компании, как Apple, Seagate, Hewlett-Packard и Intel, создали значительное число новых и хорошо оплачиваемых рабочих мест — опять-таки для американцев.

Читайте материал по теме: Обновление бизнес-модели

Ныне ситуация радикально изменилась. Производство кремниевых чипов давно перестало быть сколько-нибудь существенным для Силиконовой долины: она превратилась в международный источник инновационных идей, а производство товаров и создание целых новых отраслей совершается во всем мире, отдельные этапы производства распределяются по разным странам и соединяются в глобальную сеть.

Основным бенефициаром глобальных изменений стала республика Тайвань, ставшая в 1990-е годы мировым лидером по производству полупроводников. Ныне это центр производства высокотехнологичных кремниевых чипов, и теперь многие стартапы Силиконовой долины, взявшиеся за создание чипов, надеются, что непосредственно производить их будет одна из тайваньских компаний — TSMC или UMC. Но это не единственная ниша мирового производства, захваченная этим государством. Многие из любимых наших гаджетов разработаны и произведены тайваньскими компаниями, которые заключают контракты и развивают инновации, созданные в других местах, в том числе в Силиконовой долине.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте