Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему языком инноваций стал английский, а не китайский

Билл Фишер

В октябре прошлого года Марк Цукерберг потряс мир, обратившись к студентам Пекинского университета на китайском. В СМИ кто хвалил, кто высмеивал этот подвиг, а некоторые даже именовали его революционным.

Вновь вспыхнул затянувшийся на десятилетия спор: вытеснит ли китайский английский в роли международного языка?

Цукербергу владение китайским явно пошло на пользу: в декабре прошлого года к нему в гости приехал сам Лу Вэй, китайский министр, курирующий киберпространство Поднебесной.

Но Сезар Идальго и его команда из Media Lab при Массачусетском технологическом институте по-прежнему настаивают на преимуществе английского языка. В конце декабря они опубликовали исследование, в котором называют английский язык самым влиятельным в мире. Их данные проиллюстрированы «The Global Language Network» («Всемирной сетью языков»), интерактивной моделью, на которой английский представлен как основной «транспортный узел» информации во всем мире. По словам Идальго, эта модель не выражает пристрастного отношения к английскому: просто этот язык в силу повсеместного распространения в интернете помогает общаться людям из самых разных стран.

Но, с другой стороны, в экономике Китая происходят стремительные перемены: численность среднего класса растет, повышается и покупательная способность населения. Устранив часть ограничительных законов, Поднебесная превратилась в заманчивый новый рынок для международных компаний. Собственные китайские технологические компании — Alibaba, Weibo, Momo — осуществили едва ли не самые успешное за всю историю США IPO.

Читайте материал по теме: Теория кокоса и персика: как русскому наладить отношения с американцем

Но при столь внушительном росте китайской экономики английский, безусловно, был и остается языком инноваций. Почему так?

И наши коды, и наши печатные устройства развиваются главным образом с учетом англоговорящего рынка. Стандартная раскладка QWERTY создана под латинский алфавит и непригодна для 2000 иероглифов, необходимых для хотя бы базового владения китайским.

Популярность клавиатуры с раскладкой QWERTY приводит к тому, что языки программирования преимущественно используют латинский алфавит — десять языков программирования, занимающие основные места в мировом рейтинге, основаны на английском языке, хотя два из них, Python и Ruby, созданы голландцем и японцем, то есть для общих целей уроженцы не англоговорящих стран склонны изучать и применять английский.

Читайте материал по теме: Как критиковать представителей разных культур

Роль этого языка на начальных этапах развития современных технологий обусловила его нынешнее положение. 56% всего мирового интернет-контента написано по-английски. Чтобы оценить этот контент и получить от него какую-то выгоду, требуются знания этого языка — соответственно, и компании, и частные лица жаждут эти знания приобрести.

Согласно ежегодному индексу EF English Proficiency Index for companies, английский — наиболее востребованный язык на самых быстрорастущих рынках мира, потому что это тот общий язык, на котором общаются самые разные компании из любых стран. Потребность в английском языке на работе побуждает все большее количество людей совершенствовать свои знания, чтобы вписать их в резюме.

Более 1,5 миллиарда людей в мире изучают английский. Нужны новые методы обучения — с учетом культурной, региональной и экономической специфики учащихся — причем методы доступные и недорогие. Возросла потребность в стандартизированных экзаменах на владение английским языком — TOEFL, IELTS, а теперь EFSET.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте