Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Tesla делает ставку на солнечную энергию

Джулиана Баттисти , Моника Джульетти

Аккумулятор Powerwall от компании Tesla – вовсе не революционная инновация и далеко не первая на рынке батарея для сохранения энергии. Но Элон Маск безусловно понимает, что в гонке инноваций порой выигрывает не тот, у кого самая лучшая технология. Часто побеждает то изобретение, которое лучше всего сочетается с уже существующими технологиями, преобладающими на рынке (когда успех обеих систем взаимосвязан). А Powerwall – первая батарея на рынке, предоставляющее решение проблемы хранения солнечной энергии, которое практично в применении и установке, сравнительно недорого в уходе, а также эстетически более привлекательно, чем другие домашние батареи и системы (например, малые дизельные генераторы). Поэтому у Powerwall есть все предпосылки для успеха в данной нише рынка. По крайней мере в той степени, в которой будет успешной технология, на которую вплотную завязана эта система – использование энергии Солнца.

Преимущества Powerwall будут заметнее для тех домохозяйств и предприятий, которые уже установили солнечные панели, а, возможно, и владеют электромобилями Tesla. Устройство позволит им хранить энергию, выработанную в течение дня, для употребления вечером и ранним утром (в том числе для подзарядки автомобиля). Именно эту взаимозависимость старается использовать Элон Маск, гендиректор корпорации Tesla и председатель совета директоров компании SolarCity, самого крупного поставщика солнечных панелей для крыш домов в США (СЕО SolarCity - двоюродный брат Маска Линдон Райв). Таким образом батареи Tesla тесно связываются с уже доказавшей свою надежность технологией (выработкой солнечной энергии). Две системы начинают распространяться вместе и в конце концов имеют реальные шансы стать новым техническим стандартом, взятым на вооружение большинством домохозяйств и бизнесов.

Чтобы поддержать данную стратегию и поощрить широкое вредрение своих технологий, обе компании не только тесно сотрудничают, но и активно внедряют экономию от эффекта масштаба (что поможет держать под контролем издержки и делать солнечную энергию более доступной по цене). Tesla объявила об открытии совместно с Panasonic завода в штате Невада, строительство которого обошлось в $5 млрд, а SolarCity продемонстрировала ту же стратегию, начав крупномасштабное производство солнечных панелей в Буффало, штат Нью-Йорк. Параллельно со значительно субсидируемым изготовлением солнечных панелей в Китае, эти усилия SolarCity помогут сделать солнечную энергию более доступной, что означает более высокий спрос на решения по ее хранению, подобные Powerwall.

Несмотря на потенциальные выгоды от технологической взаимодополняемости продукции Powerwall, данная стратегия Tesla не лишена рисков. Компания может оказаться в критической зависимости от успешного развития этого альтернативного источника энергии, но настолько ли гарантированно это развитие?

В последние годы популярность солнечной энергетики вкупе с другими возобновляемыми источниками энергии (ветряные, гидро- и атомные электростанции) постоянно росла. Однако пока исход борьбы энергии Солнца против других «чистых» источников или ископаемого топлива совершенно неясен. Несмотря на быстрое падение цен на солнечные панели, недавно обнаруженные и все более доступные технологи добычи шельфового газа изменили ситуацию, снизив нашу зависимость от нефтепродуктов. Это привело к серьезному падению спроса и цен на другие ископаемые виды топлива, например, на уголь. Следовательно, развитие альтернативных источников энергии может замедлиться. В общих чертах, шельфовая революция поставила под вопрос наиболее вероятный сценарий развития энергетики, и новые технологии не являются здесь исключением.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте