Управление инновациями

5 проблем российских инноваций, или Почему все идет не так

Марина Корсакова

Инновационные проекты — «зона повышенной опасности» во всем мире: минимальная прозрачность, финансовые риски, высокий уровень стресса среди реализующих эти проекты. Именно поэтому вопросами эффективного инновационного менеджмента заняты лидеры крупнейших корпораций, консалтинговые компании «Большой четверки» и лучшие бизнес-школы.

Из общего массива «международных» проблем, свойственных инновационному развитию в целом, можно выделить 5 факторов, наиболее характерных для российских проектов, направленных как на создание новых продуктов, так и на процессные инновации.

ПЕРВЫЙ проблемный фактор: слабый базис

Представьте себе школьника, который изучает английский язык. В первом классе он не смог нормально выучить латинский алфавит, представили? Оказавшись во втором классе, он не может читать написанные на нем слова. В пятом, не умея правильно прочесть слова, с трудом осваивает неправильные глаголы. И когда к восьмому классу дело доходит до Subjunctive Mood, отстает окончательно. Проблема при этом состоит не в сложности сослагательного наклонения как такового, а в объеме накопленного незнания.

Так же происходит и в компании, когда на плохо организованную операционную деятельность наслаивается слабая мотивация персонала, большая текучесть, отсутствие механизмов накопления и распространения знаний. Заниматься в такой ситуации инновациями — все равно, что обсуждать модели смартфонов с вождем племени мумба-юмба. Выходит, что проблемы российских инноваций зачастую не имеют никакого отношения к инновациям, а представляют собой не более чем проблемы дурной организации и недостаточной обеспеченности задач ресурсами. Сама по себе отладка бизнес-процессов будет инновацией, как если бы племя мумба-юмба научилось вести календарь, — все ново в свое время и в своем месте.

ВТОРОЙ проблемный фактор: короткий «жизненный цикл» топ-менеджеров

Довольно часто российские руководители занимают свои позиции в течение года-двух, хотя ответственны не за решение локальных проблем, а за системные изменения. И за осуществление множества инновационных проектов, образующих целостные портфели или программы, начинающихся со смелой идеи, но ею не исчерпывающихся, требующих упорной реализации и последовательной монетизации.

Читайте материал по теме: Как запустить двигатель инноваций за 90 дней

Сложнее всего будут первые стадии — стадии рискованных инвестиций, нестабильных отношений со стейкхолдерами. «Возможно, через год борьбы и стресса мне придется уйти, а будущие успехи присвоит мой последователь» — так рассуждают руководители, принимая — а чаще не принимая — решение о запуске инновационного проекта, хотя для дела полезнее негативный, качественно осмысленный опыт, чем отсутствие ошибок вследствие отсутствия попыток.

Все же топ-менеджеры имеют сильные амбиции в области инноваций именно в начале своей работы, позже корпоративная инерция превращает пионера в конформиста, а следующий взрыв его «инновационного темперамента» придется на начало нового карьерного витка.

ТРЕТИЙ проблемный фактор: неравномерное качество менеджерских команд

Что такое сильная команда? Это коллектив, все члены которого мыслят быстро и системно, способны к верным умозаключениям в условиях дефицита информации, являются глубокими экспертами в своей отрасли. Команда с сильной групповой интеграцией, то есть имеющая общие ценности и цели, и с управляемой групповой дифференциацией, то есть способная использовать уникальный опыт каждого. Команда, все члены которой в равной степени обладают психологической выносливостью, ведь, как утверждал Шумпетер, «инновации — достижение не интеллекта, а воли».

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте