Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Флоренция эпохи Возрождения — модель инноваций на все времена

Эрик Вайнер

Во всем мире специалисты по городскому планированию стремятся повторить успех Силиконовой долины: Thames Valley в Англии и Silicon Oasis в Дубае — лишь два примера таких попыток. Однако, несмотря на самые благие намерения, эти усилия неизбежно терпят неудачу. А причина заключается в том, что урбанисты пытаются воспроизвести не ту модель. Силиконовая долина еще очень молода, чтобы начинать извлекать уроки из ее успеха. Тем, кто мечтает возвести новый всемирный центр инноваций, следовало бы обратить свой взор на древнее, но куда более поразительное средоточие гениальности: Флоренция эпохи Ренессанса. В этом итальянском городе-государстве произошел всплеск блестящих идей и зародилось великое искусство, подобного которому не было в истории ни до того, ни после. Уроки, которые преподнес этот «плавильный котел изобретений и инноваций», не утратили своей ценности и актуальности за пятьсот лет. И вот некоторые из них:

Талант нуждается в покровительстве. Флорентийские Медичи обладали удивительной способностью замечать талант в людях и пользоваться своими богатствами с избирательной щедростью. Особенно этим прославился Лоренцо Медичи, прозванный в народе Лоренцо Великолепным. Однажды, прогуливаясь по городу, он обратил внимание на мальчика лет четырнадцати от роду. Мальчик вырезал из камня Фавна — героя древнеримской мифологии с телом человека и ногами козла. Лоренцо был поражен талантом юного скульптора и его упорным стремлением оживить фигуру. Он пригласил юношу к себе во дворец — жить, работать и учиться вместе со своими детьми. Это был неординарный способ вложения средств, но все окупилось сполна, ведь мальчиком был не кто иной, как Микеланджело. Медичи не имели привычки сорить деньгами, но если они видели в человеке дарование, зачатки грядущей гениальности, они шли на риск и раскрывали свои кошельки. Сегодня городам, организациям и состоятельным людям стоит следовать их примеру и спонсировать молодые таланты, и делать это не из благотворительных побуждений, а как дальновидное вложение денег на благо всего общества.

Наставники важны. В современной культуре молодость зачастую ценится выше опыта, поэтому новоиспеченные специалисты смотрят свысока на традиционную модель обучения. Молодые и амбициозные люди стремятся «взять штурмом» кабинет начальства, а вовсе не учиться уму разуму у людей, его занимающих. Тем не менее опыт инноваторов Флоренции эпохи Возрождения подсказывает, что подобное мировоззрение в корне ошибочно. Величайшие мастера в искусстве и литературе набирались мастерства и опыта, добровольно служа подмастерьями у своих учителей. Леонардо да Винчи целых десять лет — значительно дольше принятого — ходил в учениках у мастера Андреа дель Верроккьо. Известный живописец и талантливый бизнесмен, Верроккьо, несомненно, сразу распознал гений юного художника и, тем не менее, настоял на том, чтобы Леонардо начал свою карьеру с низов, как и все остальные — подметал полы и чистил куриные клетки (яйца использовались для приготовления темперы до наступления эпохи масляных красок). Постепенно Верроккьо давал своему подопечному все более ответственные задания, иногда даже разрешая ему выполнять отдельные фрагменты своих собственных работ. Почему же да Винчи так долго оставался в подмастерьях? Ведь он с легкостью мог найти работу в другом месте. Очевидно, что он высоко ценил тот опыт, который он обретал в пыли и хаосе этой мастерской. Современные программы наставничества, как публичные, так и частные, слишком часто представляют собой не более чем пустопорожнюю болтовню, когда им следовало бы, как во времена Леонардо, рождать глубокие долгосрочные отношения между наставниками и их учениками.

Потенциал важнее опыта. Когда Папа Римский Юлий II размышлял, кому поручить расписывать Сикстинскую капеллу, Микеланджело был далеко не самым очевидным кандидатом. Благодаря поддержке Медичи к тому времени он уже стал довольно известным скульптором не только в родной Флоренции, но и в Риме, однако его опыт живописца ограничивался небольшими работами, а фресками он вообще не занимался. И все же Юлий II был твердо убежден — для того, чтобы справиться с этой «невыполнимой» задачей, талант и потенциал важнее опыта — и оказался прав. Подумайте, как этот образ мыслей отличается от всего того, к чему мы привыкли. Сегодня мы, как правило, поручаем ответственные задачи только тем людям и компаниям, которые в прошлом уже делали нечто подобное. Возможно, было бы предпочтительнее чаще брать пример с Юлия II и поручать важные задания тем, кто на первый взгляд не кажется самым подходящим кандидатом, но может добиться успеха (во многих случаях инновационным способом), поскольку уже продемонстрировал свое выдающееся мастерство в других областях. Нам следует чаще ставить на темных лошадок — таких, как Микеланджело. Пусть это и рискованно, но потенциальная выгода огромна.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте