Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Онлайн-платформам вроде Uber или Airbnb не нужен особый подход в регулировании

Алан Льюис , Роберт Хейзлхерст

Многие онлайн-сервисы, такие как Uber или Airbnb, до сих пор наслаждаются свободой. От административного вмешательства. Например, владельцу вашей Airbnb-квартиры не нужно беспокоиться о противопожарной безопасности. Точно так же только вам решать, насколько удобно и безопасно такси, которое вы вызвали (и здесь вы полагаетесь на отзывы других пользователей, размещенных в приложении).

В Силиконовой долине все большую популярность набирает подход невмешательства в работу таких сервисов. Считается, что онлайн-платформы формируют новые рынки, к которым регулирующие органы не знают даже как подступиться, ведь устанавливать те же требования, что и к обычным компаниям, не представляется возможным. Тем не менее мы убеждены, что онлайн-сервисы не меняют индустрию изнутри, меняется лишь форма, но не суть. Онлайн-платформы — лишь «старое вино в новой бутылке». С традиционной бизнес-моделью у них гораздо больше общих черт, чем различий, — значит и регулироваться они должны сходным образом.

В первую очередь следует определиться с тем, что представляет собой новый рынок как таковой. На наш взгляд, это торговая площадка, где продукты и услуги находят своих покупателей — в рамках сделок, которые ранее не заключались в таком виде. Яркий исторический пример —появление сотовых телефонов. Это был принципиально новый рынок, поскольку до тех пор пользователи не могли общаться по телефону друг с другом иначе, чем с помощью проводных наземных линий. На возникновение нового рынка мобильной связи разные страны отреагировали по-своему. В Великобритании мобильники и тарифные контракты продавались по отдельности, обеспечивая тем самым рост нового рынка розничных продаж мобильных телефонов и поощряя конкуренцию среди их производителей. В США же, напротив, регулирующие органы разрешили продавать мобильные телефоны и тарифные планы только в пакете. В результате рынок сотовой связи на долгие годы оказался захвачен компаниями-операторами — о конкуренции между производителями различных моделей пришлось позабыть (пока не появился один известный всем смартфон).

Читайте материал по теме: Рассчитайте, сколько вам следует вложить в инновации

Да, сегодняшние онлайн-платформы воздействуют на спрос, упрощая доступ к товарам и услугам и снижая цены. Но они не создают новых рынков — они работают на уже существующих. Действительно, онлайн-сервисы задействуют нестандартные средства (например, тот же краудсорсинг) для удовлетворения потребностей клиентов, но ведь в тех же самых индустриях уже давно применяются похожие инструменты. Производителей беспокоит не просто новизна, которую несут за собой онлайн-платформы, а подрыв существующих способов в реализации товаров и предоставлении услуг.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте