Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чем платформы отличаются от традиционного бизнеса

Дэвид Эванс , Ричард Шмалензи

Одна из старейших бизнес-моделей — находить новые технологии и с их помощью подрывать традиционные предприятия, внедрять инновации и создавать новые источники богатств. Герои нашей последней книги — посредники, которые соединяют различные группы своих клиентов (например, водителей и пассажиров, как в случае с Uber) и помогают им договариваться друг с другом. Платформы, которыми они управляют, предлагают участникам простой и эффективный способ взаимодействия и ведения дел.

В отличие от традиционных бизнес-моделей, посредникам не нужно закупать сырье, производить продукцию, а затем ее распространять. Вместо этого они привлекают к своим платформам участников, а затем сводят их с другими. Можно сказать, что эти люди — это и есть «сырье», из которого они производят свои посреднические услуги.

Современная экономика во многом носит посреднический характер. Мало кто до конца осознает, насколько глубоко это явление проникло в нашу жизнь.

Три из пяти крупнейших мировых компаний — Apple, Google и Microsoft — зарабатывают значительную долю своей прибыли, соединяя самых разных игроков. Например, в случае Apple это разработчики приложений и пользователи. Подобным же образом обстоит дело и с семью самыми ценными «единорогами» — стартапами, стоимостью более $1 млрд., такими как Uber, Airbnb и Flipkart. Не отстают от них и многие другие компании, прошедшие IPO за последние десять лет. Среди них и Visa, соединяющая держателей кредитных карт и продавцов, и Facebook*, котрая помогает найти друзей, рекламодателей и разработчиков.

И дело не ограничивается лишь этими гигантскими корпорациями. Westfield Malls владеет торговыми центрами, которые помогают магазинам и простым покупателям взаимодействовать друг с другом. Этот же принцип используют и многочисленные СМИ, охотящиеся за количеством просмотров, чтобы продать их рекламодателям.

Читайте материал по теме: Онлайн-платформам вроде Uber или Airbnb не нужен особый подход в регулировании

На самом деле, если задуматься, то и вы, скорее всего, несколько раз в день сталкиваетесь с многочисленными посредниками. К ним относится и операционная система вашего телефона, и электронная биржа, и сайт знакомств.

Фирмы, которые сводят работников с простыми потребителями (пожалуй, самое модное сейчас направление бизнеса), также являются посредниками. Такие компании связывают, например, сиделок и семьи, нуждающиеся в их помощи. Экономика совместного потребления предлагает неиспользуемые мощности (например, те же автомобили) людям, которые хотят их арендовать.

Все посредники играют по схожим правилам, которые, впрочем, заметно отличаются от принципов работы традиционных предприятий.

В чем же заключается главная проблема, стоящая перед такого рода компаниями? Дело в том, что им чрезвычайно сложно набрать критическую массу пользователей той или иной группы игроков, если их платформа не в состоянии обеспечить незамедлительный доступ этих агентов к другим группам пользователей.

Так, в начале своей деятельности OpenTable испытывала трудности с привлечением ресторанов в свою сеть, поскольку на платформе было слишком мало потенциальных клиентов, а те, в свою очередь, не спешили присоединиться к OpenTable в связи с ограниченным выбором заведений. Для того чтобы набрать достаточное количество ресторанов и клиентов, компании потребовалось ни много ни мало шесть лет и десятки миллионов долларов инвестиций. А речь идет всего-то о двух городах — Сан-Франциско и Чикаго. Увы, большинство платформ не могут похвастаться инвесторами, обладающими столь ангельским терпением, поэтому они просто-напросто лопаются после нескольких неудачных попыток достичь необходимой им критической массы. Таковой была судьба сотен бирж в сегменте B2B, приказавших долго жить в начале двухтысячных.

Многие успешные посредники позволяют себе нарушать правила ценообразования, известные даже экономистам-первокурсникам. Они продают свои услуги одной из групп пользователей дешевле их реальной себестоимости, а то и вовсе предлагают их бесплатно или даже дополнительно дарят своим клиентам подарки. Индексирование, которое осуществляет Google, — функция бесценная для веб-сайтов, тем не менее поисковый гигант не просит за эту услугу ни цента. Впрочем, и физические платформы часто придерживаются той же стратегии. Например, торговые центры не берут денег с посетителей и иногда предлагают им бесплатные развлечения.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте