Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему немецкие производители возглавили новую цифровую промышленную революцию

Томас Каутч

Немецкие автозаводы, поставщики автомобильных комплектующих, изготовители станков и прочего заводского оборудования давно заслужили репутацию лидеров мировой производственной сферы. Во многом это произошло благодаря их способности задействовать потенциал ПО, сенсоров, сетей и электроники на своих сборочных линиях. Сегодня они снова выступают в авангарде новой — цифровой — эры глобальной промышленности, которая преобразит все ключевые процессы, относящиеся к производству, причем не только автомобилей, но также и поездов, самолетов, заводского оборудования и даже кухонь.

В Германии применяют цифровые технологии на всех этапах этих процессов. «Цифра» помогает доводить идеи до готовой продукции (НИОКР, запуск производства, испытания), преодолевать путь от продажи товара до его поставки (ценообразование, прогнозирование спроса, выполнение заказов) и эффективно обслуживать заводы (например, вести учет запасов деталей). В результате немецким предприятиям (как в автомобильной промышленности, так и в других отраслях) уже сейчас удалось значительно повысить свою рентабельность. Согласно нашим подсчетам, если мировые производители начнут брать пример со своих германских коллег, то к 2030 году они смогут дополнительно заработать до $1,4 трлн.

Подобный прирост в первую очередь связан с более эффективным управлением процессами на этапах подготовки к производству и постпроизводства. Остальную прибыль компании, как и прежде, продолжат извлекать непосредственно из самого производства. Ниже я расскажу, как именно немецкие производители меняют глобальные правила игры сразу по нескольким направлениям.

От идей к производству . Обычно новая модель, поступившая на конвейер, требовала двадцати лишних часов для устранения проблем качества или просто для внесения внеплановых доработок, необходимых инженерам и промышленным дизайнерам. Таким образом, каждый новый автомобиль, как правило, стоил заводу несколько сотен долларов дополнительных затрат. А учитывая, что немецкие автоконцерны ежегодно выпускают приличное число новых моделей (и притом огромными партиями), нетрудно подсчитать, что совокупные издержки от такого рода практики стремительно накапливались и составляли в итоге миллиарды долларов.

Читайте материал по теме: Действительно ли технологии помогают нам лучше работать?

Однако цифровые технологии, которые в настоящий момент внедряются немецким автопромом, обещают сократить финансовые потери в среднем на $100 млн на каждую выпущенную модель. Подобная экономия достигается благодаря более тесной интеграции инженерных и производственных процессов, что упрощает и ускоряет доработку автомобиля. Компьютерная симуляция сборки новой модели позволяет инженерам при помощи всего лишь сотни прототипов или тестовых образцов рассчитать, как именно возможные изменения отразятся на характеристиках машины и во сколько они обойдутся с точки зрения производства. Стоит подчеркнуть, что все эти расчеты происходят на этапе подготовки — еще до того, как станки начнут резать метал, плести углеволокно или формировать другие композитные материалы.

От продаж к поставкам . По нашей оценке, техники прогнозирования спроса, которые опираются на большие данные (пионерами которых стали именно немецкие фирмы), позволят мировым производителям увеличить прибыль на $600 млрд в течение ближайших четырнадцати лет. В настоящее время приблизительно 75% мирового автопрома придерживается схемы готовых заводских конфигураций с опорой на прогнозы спроса от своих дилеров. В результате автомобили, поступающие в продажу, редко соответствуют желаниям покупателей, а те, в свою очередь, не спешат платить за ненужные им опции и возможности. Кроме того, из-за долгой оборачиваемости моделей, предлагаемых в рамках данной схемы, дилеры крайне неохотно заказывают новые машины в премиальных комплектациях, опасаясь, что в отсутствие спроса им придется продавать их со значительной скидкой.

Впрочем, благодаря систематизированному анализу дилерских данных, онлайновых клиентских конфигураций, а также текущих и прошлых продаж, некоторые немецкие автопроизводители уже смогли улучшить свои показатели прибыльности на несколько сотен долларов на единицу продукции. Вскоре многие из них выведут этот анализ на новый уровень, включив в него еще больше сведений из разнообразных источников, в частности, данные внешних исследований и систем управления отношениями с клиентами, информацию от конкурентов и с форумов в интернете. Это даст им возможность точнее прогнозировать реальный спрос как на сами модели, так и на варианты их комплектаций у своих дилеров и поможет им продавать машины быстрее и с меньшими скидками.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте