Управление инновациями

Поймать волну: как вырастить инновации

Андрей Байков

«Инновации — слишком хлопотное, затратное и рискованное дело, особенно если бизнес процветает и без них», — сегодня такое представление об изменениях безнадежно устарело. Если раньше под инновациями подразумевали нечто технологически революционное вроде iPhone или гибридного автомобиля, то сейчас внедрение инноваций — это прежде всего индивидуальная цифровая трансформация бизнеса или методов управления. Сегодня успешному бизнесу недостаточно продвигать товары и услуги обычными методами. Для коммуникации с потребителями нужно разрабатывать новые цифровые продукты и каналы. Многочисленные примеры удачного внедрения инноваций показывают — оставаться в лидерах сегодня можно только на волне digital-технологий.

Новые продукты нельзя создать старыми методами. Необязательно кардинально трансформировать структуру всего бизнеса, но необходимо обеспечить благоприятные условия для поиска и реализации новых идей и нестандартных решений внутри компании. Для этого требуется создать четкую стратегию внедрения инноваций, перестроить внутренние процессы в компании и оптимизировать затраты. Вот несколько шагов к внедрению инноваций в практику успешного бизнеса.

Обозначить границы экспериментов. Молодая растущая фирма похожа на катер, а корпорация с миллионными оборотами — на огромный лайнер. Чтобы сменить курс, им требуется разное время и затраты. На начальном этапе важно обозначить границы экспериментов с новыми технологиями. От внедрения инноваций не должен зависеть основной бизнес. По статистике, более 70% инноваций не приносят компаниям ожидаемой прибыли, а неправильные ставки на технологии ведут к банкротству (вспомним Nokia) или неэффективной растрате ресурсов.

Яркий пример — использование технологии краудсоринга в политике. Барак Обама во время предвыборной кампании распространял в соцсетях «Книгу предложений». В нее избиратели могли вносить любые законодательные инициативы. В результате не было получено ни одного толкового предложения. Избиратели фокусировались исключительно на локальных проблемах и не могли предложить всеобъемлющих решений. При этом открытый коллективный труд над «Википедией» или разработка программного обеспечения Linux принесли колоссальные плоды. Оказалось, что законотворчество требует большей медлительности и вдумчивости, но спасибо Обаме за попытку внедрить инновации в этот процесс.

Интересно, что с внедрением инноваций сложнее всего обстоит дело у среднего бизнеса. Крупной компании с устойчивыми финансовыми показателями легче выделить процент бюджета на развитие инноваций. Небольшим фирмам тоже приходится постоянно экспериментировать и искать новые решения, чтобы остаться на плаву. А вот для большинства компаний из среднего сегмента сложно определить, как и сколько тратить на новые технологии — просчитать экономический эффект от этого невозможно. Инновационные проекты нужно планировать так, чтобы выделить для их реализации достаточно ресурсов и средств, но при этом не подвергать риску основной бизнес.

Создать творческий климат. Пространство инноваций —  это творческая лаборатория, где любая, даже самая, на первый взгляд, безумная идея, достойна осмысления и обсуждения. Эти идеи могут приходить извне – например, от клиентов, или изнутри, от сотрудников. Атмосфера творческого драйва постепенно проникает во все уголки компании и незаметно, но последовательно ведет к технологическим находкам. Они, в свою очередь, выводят весь бизнес на новый уровень и позволяют создавать принципиально новые продукты и услуги.

Американская Amazon инвестирует огромные средства в инновации. При этом большая часть из них не окупается немедленно, а тратится на смелые эксперименты вроде доставки товаров с помощью дронов или печати локальных заказов на 3D-принтерах. Цель этих экспериментов — сохранение лидерства компании в ритейле. Стратегия инвестиций — «поймать волну» в изменении потребительских привычек или в способах ведения бизнеса (в логистике). По той же причине Alibaba Group инвестирует $15,2 млрд в логистические технологии. Инвестиции используются для развития интеллектуального складирования, интеллектуальной доставки и глобальной логистической инфраструктуры. Google воспитал внутри компании целую культуру стартапов. Небольшие индивидуальные проекты сотрудников дали жизнь таким решениям, как Gmail, AdSense и Google Cardboard

В создании инновационной атмосферы главное — с самого начала понять, сколько сил и средств компания готова затратить на развитие своего человеческого и творческого потенциала. А уже затем начать экспериментировать.

Заручиться поддержкой руководства. В любом инновационном проекте роль топ-менеджмента компании и лично генерального директора — ключевая. Заинтересованность руководства подкрепляется не только материально. В идеале руководитель компании должен участвовать в мозговых штурмах и рабочих встречах по разработке инновационных продуктов, вникать в детали, задавать вопросы и быть вдумчивым арбитром в творческих спорах. Он главный стейкхолдер проекта, который помогает новой команде преодолеть административные барьеры.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте