Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если коллеги заражают вас стрессом

Ребекка Найт
Фото: Nikko Macaspac / Unsplash

Эмоции заразны. Этот феномен хорошо известен. Когда вы работаете с жизнерадостными и позитивными людьми, вы, скорее всего, чувствуете себя так же. Верно и обратное: если ваши коллеги пребывают в постоянном стрессе, вы тоже будете страдать.

Можно ли избежать такого вторичного стресса? Как дистанцироваться от эмоций ваших коллег, при этом не отвергая их? Должны ли вы пытаться улучшить их состояние?

Что говорят эксперты

Начнем с плохого: вторичный стресс почти неизбежен. «Мы живем в сверхсвязанном мире, а это значит, что мы гораздо больше подвержены риску негативного социального заражения, чем в других периодах в истории», — говорит Шон Ачор, лектор, исследователь и автор книги «Преимущество счастья». «Вербальные, невербальные, письменные сообщения — все продуцирует вторичный стресс, а это значит, что мы можем волноваться, даже когда пользуемся мобильным телефоном», — считает эксперт. Но есть и хорошие новости: мы совсем не беспомощны, считает Сьюзан Дэвид, основательница Института коучинга в больнице Маклин и автор книги «Эмоциональная гибкость». «Есть множество особых навыков, которым можно обучиться. Чтобы бороться со вторичным стрессом, можно использовать определенные практики поведения и кое-что изменить», — говорит она. Вот несколько примеров.

Определите источник стресса

Прежде чем вы начнете борьбу со «вторичным» стрессом, вам надо осознать, что иногда стресс бывает полезным, говорит Дэвид. «Без определенного уровня стресса немыслимы ни значимая карьера, ни семья, ни лидерство, ни изменения в организации. Когда кто-то из членов вашей команды испытывает напряжение, Дэвид советует «попытаться понять, что на самом деле происходит», а не испытывать «стресс из-за их стресса». Попросите их описать, что они чувствуют. «Узнайте, волнуются ли они из-за того, что не справятся с рабочей нагрузкой, или их тревога не связана с чем-то конкретным, — добавляет Дэвид. — Когда люди точно определяют свои эмоции, они с большей вероятностью распознают источник стресса и как-то с этим справляются».

Предложите помощь

Вполне понятно, что во время разговора с перегруженным и утомленным коллегой вы и сами можете начать нервничать. Однако, говорит Ачор, вы можете контролировать свои эмоции, сопереживая собеседнику. «Выражая сострадание по поводу беспокойства человека и затем вовлекая его в позитивный разговор (для решения проблемы или просто для переключения внимания), мы часто положительно влияем на него, вместо того, чтобы позволять ему негативно влиять на нас», — объясняет эксперт. Дэвид соглашается, что способность на кого-то влиять работает в обе стороны: «Вы, как и остальные, делаете все, что можете, используя те навыки и ресурсы, которые вам даны». Поэтому проявляйте участие, спросите ваших коллег: «Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы помочь вам с проектом? Стоит ли нам что-то обсудить, чтобы отыскать более конструктивное решение?»

Отдохните от некоторых коллег

Ачор признает, что не всегда легко быть сострадательным к пессимистам. Когда вы чувствуете, что кто-то начинает плохо влиять на вас, вы можете «предпринять стратегическое отступление» и ограничить коммуникацию с коллегами, которые вызывают у вас тревогу. «Изолируйте их» от вашей рабочей жизни как можно дольше — «до тех пор, пока вы не окрепнете», советует Ачор. Дэвид соглашается: если ваши беседы с некоторыми коллегами, как правило, «фокусируются на стрессе или негативе в организации», имеет смысл ненадолго отступить. «Определите, какие контакты приносят вред», — советует она.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте