Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как рассказывать выдающиеся истории

Кэролин О'Хара
Фото: Rawpixel / Unsplash

Мы постоянно рассказываем истории — чтобы убедить кого-то поддержать наш проект, объяснить подчиненному, как он может улучшить работу, вдохновить команду, перед которой стоят сложные задачи. Это важный навык, но что из себя представляет убедительная история в деловом контексте? И как научиться рассказывать такие истории?

Что говорят эксперты

В наш насыщенный информацией век лидеры бизнеса «не будут услышаны, если не будут рассказывать истории», считает автор книги «Power Cues», президент и основатель консалтинговой компании Public Words Ник Морган. «Факты, цифры и прочие рациональные вещи, которые мы считаем важными в мире бизнеса, на самом деле совсем не задерживаются у нас в голове», — уверен он. Истории же создают «цепкие» воспоминания, закрепляя эмоции за произошедшими событиями. Это значит, что руководители, которые умеют придумывать и делиться хорошими историями, имеют значительное преимущество перед остальными. К счастью, каждый способен стать хорошим рассказчиком. «Эволюцией мы запрограммированы быть одновременно и потребителями, и создателями историй. Этому можно научить и этому точно можно научиться», — говорит CEO консалтинговой компании Free Range Studios и автор книги «Winning the Story Wars» Джона Сакс. Вот как можно использовать этот навык себе на пользу.

Каков посыл вашего рассказа?

Прежде чем рассказывать историю, спросите себя: «Кто моя аудитория и какую мысль я хочу донести?» Любое решение по поводу вашего рассказа должно исходить из ответов на эти вопросы. Джона Сакс предлагает руководителям спрашивать себя, каков главный посыл, который они хотят донести до своей команды, и как его можно сформулировать в одной убедительной фразе. Например, если ваша команда не приемлет неудач, напомните ей, что неудача — предшественница успеха. Или, пытаясь убедить вышестоящих руководителей рискнуть и поддержать ваш проект, объясните, что большинство компаний были построены на умных рисках. Для начала определитесь с главной идеей, а затем найдите лучший способ проиллюстрировать ее.

Используйте собственный опыт

Лучшие рассказчики используют свой жизненный опыт, чтобы проиллюстрировать свои мысли. Какие события в вашей жизни заставили вас поверить в идею, которой вы хотите поделиться с другими? «Вспомните момент, когда ваши собственные неудачи привели к успеху, или урок, который вам преподал родитель или наставник. Что-то из этого может послужить интересной эмоциональной завязкой вашей истории», — советует Сакс. У вас может возникнуть нежелание делиться деталями личной жизни на работе, но случаи, которые показывают борьбу, провалы и преодоление препятствий, — то, что делает руководителя ближе к подчиненным. «Идея в том, чтобы показать подчиненным, что вы тоже уязвимы», — говорит Ник Морган.

Не делайте из себя героя

Впрочем, не делайте из себя звезду собственной истории. «История о вашей машине с личным водителем или миллионах акций в сейфе не растрогает ваших работников», — утверждает Морган. Вы можете быть главным действующим лицом, но в центре истории должны быть люди, которых вы знаете, уроки, которые вы вынесли, или события, свидетелем которых стали. Постарайтесь сделать героями своих слушателей — это увеличит их готовность вникнуть в ваши слова. «Мы слушаем истории, чтобы больше поверить в себя. Но когда рассказчик занимается самовосхвалением, аудитория закрывается», — поясняет Джона Сакс. Чем больше вы прославляете себя, тем меньше вероятность, что ваши слушатели будут ассоциировать себя с вами и вашей историей.

Акцентируйте внимание на борьбе

История без вызова не очень интересна. «Хорошие рассказчики понимают, что истории нужен конфликт», — говорит Ник Морган. Есть ли конкурент, которого надо превзойти? Вызовы рынка, которые надо преодолеть? Устойчивая к переменам отрасль, которую надо изменить? Не бойтесь говорить, что дорога впереди будет сложной. «На самом деле, нам нравятся рассказы о будущих трудностях. Умные руководители говорят подчиненным: "Будет тяжело. Но если мы объединимся и будем держаться вместе, то в конце достигнем чего-то по-настоящему великого"», — объясняет эксперт. Хорошо продуманная история с таким посылом значит, что вам «не придется требовать от людей перемен или больших усилий», — подтверждает Джона Сакс. Они сами пойдут за вами, потому что хотят быть частью большого путешествия.

Говорите просто

Не каждая ваша история должна быть грандиозным эпосом. Многие успешные и запоминающиеся истории довольно просты и понятны. Не позволяйте ненужным деталям отвлекать внимание от вашего сообщения. Работайте по принципу «лучше меньше да лучше». Как говорит Ник Морган, одна из основных ошибок рассказчика — использовать слишком много ненужных деталей. Не рассказывайте своим слушателям, какой это был день недели или в какой вы были обуви, если это никак не продвигает вашу историю. Впрочем, несколько интересных и уместных деталей (ваши чувства, выражения лиц, истоки успешного бизнеса) помогут вам завладеть вниманием слушателей и донести до них вашу мысль.

Практика — путь к совершенству

Мастерство рассказчика — «это настоящее искусство», требующее многократных тренировок, утверждает Ник Морган. Практика с друзьями, близкими и доверенными коллегами поможет превратить ваши идеи в эффектную и действенную историю. Помните, что этот навык окупится сполна. «Истории — настоящий вирусный инструмент. Как только вы расскажете будоражащую историю, первое, что подумает слушатель: "Кому я могу это пересказать?"», — объясняет Джона Сакс. Таким образом, лишние три минуты, которые вы потратите на то, чтобы превратить ваше послание в историю, будут приносить дивиденды многие месяцы и даже годы.

Запомните эти принципы

Следует:

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте