Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Всё против меня»

Ребекка Найт

Некоторым нравится роль жертвы. Они никогда ни в чем не виноваты — просто все вокруг строят против них козни. С таким коллегой могут возникнуть проблемы. Как же защититься? Как помочь коллеге взглянуть на мир по-другому? Как справиться с эмоциональной нагрузкой от общения с таким человеком?

Что говорят эксперты

Лектор Гарвардской школы управления им. Джона Ф. Кеннеди Холли Уикс, автор книги Failure to Communicate, отмечает, что работа с тем, кто считает себя жертвой, неизбежно угнетает: «Вы ничего не можете поделать. Видите этого человека и тут же падаете духом».

А соучредитель компании Paravis Partners и соавтор книги Own the Room Эми Джен Су говорит, что самая большая трудность в общении с таким людьми — их негативный настрой, которым они заражают других: «Когда вы трудитесь, последнее, что вам нужно — чтобы кто-то рядом твердил, что стакан наполовину пуст».

И все же есть способы защититься. «Свою собственную реакцию вы вполне можете контролировать», — утверждает Су. Вот несколько советов о том, как вести себя с таким невыносимым коллегой.

Проявите сочувствие

Для начала поймите, что упаднический настрой вашего коллеги никак не связан с вами. Су советует не принимать его на свой счет и не судить человека. «Сострадание помогает. Помните, что человек видит мир не так, как вы. Ему, должно быть, тяжело изо дня в день жить в таком режиме жертвы», — добавляет эксперт. Уикс рекомендует взглянуть на коллегу под другим углом и «скорректировать свою психологическую реакцию подходящим образом» — проявить сочувствие. Помните, что он неспециально пытается вывести вас из себя. «Представьте, что вылет вашего рейса задерживается. Вы можете зациклиться на этой мысли и разозлиться или выдохнуть и постараться не расстраиваться», — говорит Уикс. Необязательно, чтобы человек стал вам приятен, однако можно хотя бы нейтрально к нему относиться.

Сохраняйте позитивный настрой

Эми Джен Су советует подумать, как не допустить, чтобы нездоровое поведение коллеги влияло на вас. Немного самозащиты не помешает. Она рекомендует проводить время с сотрудниками, которые «компенсируют» общение со сложным человеком: «Окружите себя людьми, которые заряжают вас энергией, воодушевляют и мыслят позитивно».

Найдите способ отдохнуть после общения с непростым человеком: прогуляйтесь, помедитируйте или послушайте музыку. По словам Холли Уикс, важно найти в раздражающем коллеге положительные черты. «Постарайтесь увидеть и другие его стороны», — советует она. Забудьте, что он зануда и параноик, и найдите точки соприкосновения — по крайней мере, вас связывает работа в одной организации.

Укажите на другую точку зрения

Работать с вечной жертвой утомительно, особенно когда вам постоянно приходится выслушивать его жалобы. Уикс рекомендует преодолеть паттерн — предложить коллеге «другую точку зрения» на окружающую действительность. Допустим, он жалуется, что начальство загружает его работой больше, чем остальных. Эксперт советует ответить так: «Я знаю, это непросто. Думаю, босс так делает, потому что ты компетентный и надежный человек. Он наверняка не знает, что тебе так тяжело». Такой ответ не звучит поучительно, он показывает альтернативное видение ситуации. Помните: вы должны помочь человеку по-другому взглянуть на мир.

Признайте его заслуги

По мнению Эми Джен Су, в ситуации с коллегой-жертвой может быть полезно показать ему, что вы признаете его заслуги. «Часто таким людям не хватает именно признания», — объясняет она. Им кажется, что их никто не видит и не слышит, и они надеются, что громкие жалобы заметят и так они добьются признания. Эксперт говорит, что иногда им просто нужна поддержка, которую они больше нигде не получают. Конечно, обманывать не нужно, но «заслуженная похвала может успокоить волнение». Это не значит, что вы разделяете недовольство коллеги. Так вы признаете его заслуги.

Предлагайте решения

Су говорит еще об одном способе ответить на бесконечный поток жалоб коллеги: предложить решение для его проблем, стать для него коучем. «Возможно, человек жалуется, потому что у него есть потребность, о которой никому не известно. Спросите, есть ли у него ожидания, о которых другие могут не знать, или предложите вместе поискать способы уладить разногласия с другими коллегами», — советует эксперт. По словам Холли Уикс, ваша цель — поддержать коллегу и при этом сосредоточиться не на его переживаниях, а на решении рабочих задач. Человек должен понять, что вы не будете потакать его постоянным жалобам.

Говорите прямо

Перспектива серьезного разговора с коллегой о его поведении может вызывать чувство глубокого страха. «Но если из-за человека страдает дело, поговорить с ним надо», — отмечает Эми Джен Су. Будьте вежливы и внимательны. Ваша цель — показать коллеге, что «своим настроем он заражает остальных». Можно начать так: «Ты лидер в команде. Я вижу, тебе непросто, но когда ты жалуешься, это плохо сказывается на команде. Можешь внимательнее следить за своим настроем?» По словам Уикс, тон и выбор слов играют первостепенную важность: «Если вы скажете "Ты параноик и слишком много ноешь", коллега точно не прислушается». Говорите не о том, как человеку не следует себя вести, а о том, какого поведения вы ждете от него.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте