Коммуникации

Почему не нужно ждать благодарности от сотрудников

Максим Белухин
Фото: Hybrid / Unsplash

Руководитель много делал для своего подчиненного: давал ему интересные проекты, всячески продвигал по службе, шел навстречу в вопросах отпусков и присутствия в офисе. В ответ он ожидал встречной лояльности: одобрения и поддержки принимаемых решений, «правильную» сторону в случае конфликтов и кризисов. Но вдруг сотрудника переманила другая компания. И на прощание начальник не дождался от своего несостоявшегося протеже ни «спасибо», ни добрых слов, ни какой-либо другой благодарности. Ситуация неприятная, подрывающая веру в людей… Но тут что-то не сходится, не находите?

Есть одна расхожая фраза: «Благодарность — это дорогой дар, и не стоит его ожидать от дешевых людей». Это важная позиция, которую всегда стоит держать в голове. Но мы поговорим о ситуации, в которой сами ожидаем благодарности от других. Часто подобное ожидание не оправдывается, и в этом, как ни странно, есть и наша вина.

Туманные отношения

Как ругаются бизнес-партнеры, которые друг к другу хорошо относятся? Обычно все начинается с того, что они делают друг другу одолжение. Например, я открыл с другом интернет-магазин, но бизнес не пошел. Я решил партнеру сказать, что из этой истории выхожу. Встречаюсь с ним, а он говорит: «Я придумал способ, как нам пережить тяжелый период — взял кредит». Он старается сделать как лучше, а у меня язык не поворачивается сказать, что магазин надо закрыть. Я понимаю, что друга бросить не могу. Начинаю ему помогать, тянуть убыточный бизнес. В итоге все друг другу делали одолжение вместо того, чтобы проговорить сложные моменты и взять на себя смелость из подобных отношений выйти. Наверняка мой друг тоже думал, что помогает мне оставаться в бизнесе, взяв ответственность за кредит на себя. В результате выросшего взаимного напряжения мы поругались. Бизнес так и не пошел.

В чем разница между «дам в долг» и «одолжением»? Когда мы даем в долг, люди понимают, что им дали в долг. (Мы не берем те случаи, когда это ошибочно воспринимается как подарок). Дающий в долг берет расписку с берущего: «Я получил столько-то, обязуюсь вернуть такого-то числа». Все понимают роли и взаимные обязательства. Одолжение — это когда я считаю, что дал в долг, а другой человек так не считает, и не находит нужным благодарить.

Вернемся к нашему руководителю. Когда он вкладывался в «неблагодарного» сотрудника, то ведь никогда не говорил: «Ты сейчас ничего не умеешь. Давай, я сейчас тебе дам задание, ты его выполнишь, профессионально подрастешь — и сможешь претендовать на новые должности». Это очевидная картина для руководителя. А как эту ситуацию видел сотрудник? «Руководитель постоянно давал сложные задания, я их выполнял, но это не ценилось, скорее наоборот — меня продолжали грузить. Я закалился профессионально и теперь своим уходом докажу, как меня недооценили». Это очень распространенная ситуация: никто не потрудился ситуацию прояснить, хотя основная вина тут лежит на управленце.

Если отношения не регламентированы, то люди могут и будут воспринимать их в разных регистрах: один — в регистре долговых отношений, другой — в регистре начальник-подчиненный, а кто-то — вообще в регистре дружеского общения.

«Чисто по-дружески»

Иногда ко мне обращаются хорошие знакомые с просьбой провести стратегическую сессию. Это просьба, которая выводит наши отношения за рамки дружеских. Например, они говорят: «Есть крутой клиент, наш друг. Помоги нам бесплатно, чего тебе стоит? Потом будешь заказы получать от этого нового клиента!»

Однажды я согласился на такое предложение, отменил отпуск (хотя мне не сильно нужны были новые клиенты, просто хотелось помочь) — и все это вылилось в напряжение и взаимное недовольство. Я сделал одолжение, ожидая от друзей понимания, каких усилий и жертв это мне стоило. Но я не проговорил это вслух. А почему мои друзья должны были учитывать мои переживания, если я согласился, но сам же молчал об этом?

Мои друзья считали, что дали мне работу, привели потенциального клиента, и это выгодно всем. А я ждал от них благодарности, так как отменил отпуск и проделал бесплатную работу. Но своим насупленным видом я вызвал отнюдь не сочувствие, а раздражение и недовольство. Мол, ты чего, мы тебе привели клиента, что тебе еще надо?

У меня не хватило мужества дать понять, чего мне это стоило. Мои ожидания благодарности оказались сугубо моими проблемами. Вот почему первый шаг к тому, чтобы люди тебя действительно благодарили, — это разделять с ними определенную ответственность, а не брать ее только на себя.

Как это делать правильно? Недавно мне позвонил клиент и товарищ, с которым мы много лет работаем, и говорит: «Прилетай ко мне на день, посмотри один проект и дай мне обратную связь. Лететь всего полтора часа. А потом, как посмотришь, отдохнем, пообщаемся».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте