Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В режиме онлайн: как отделить личное от профессионального в соцсетях

Ариан Олье-Малатерр , Нэнси Ротбард

Давайте посмотрим правде в глаза: соцсети — вещь довольно опасная. Любой неудачный пост может стать причиной увольнения или серьезных проблем на карьерном пути. В наше время, когда молодые сотрудники дружат в онлайне в среднем с 16 коллегами, а 40-60% рекрутеров ищут персонал в соцсетях, отказываться от них полностью нет смысла. Но как правильно сочетать личное и профессиональное в режиме онлайн?

Мы провели исследование и опросили десятки специалистов о том, как они используют соцсети. Некоторые из них все еще умудряются избегать погружения в них. Большинство же уверено, что это все какая-то иллюзия, нереальный мир, но никто из опрошенных не хочет отказаться от возможностей нетворкинга и сбора информации, которые дает интернет. Многие даже каким-то образом умудряются воссоздать в социальных сетях границы и даже стены, которые они используют и в реальной жизни для обособления от окружающих. Такие барьеры эффективно работают в реальной жизни и могут стать надежной защитой и в онлайн-пространстве.

Прежде чем сформировать свою позицию по отношению к той или иной социальной сети, любому профессионалу стоит задуматься о том, как он ведет себя в онлайне. Цените ли вы прозрачность и достоверность в общении? Если ответ положительный, то, скорее всего, вы будете публиковать в соцсетях все, что заслуживает вашего внимания, а потому вашу стратегию можно назвать открытой. Необходимо осознавать всю ее опасность. Возможно, вам даже следует задуматься о том, чтобы поменять стратегию поведения в интернете и стать ориентированными на аудиторию (стратегия выбора аудитории) и научиться отделять личные сообщения от сообщений, связанных с работой. Например, людям, любящим публиковать разные картинки в сети, просто следует делать это в Facebook*, минимизировав количество профессиональных связей, для которых есть свое пространство — LinkedIn. Так они смогут избежать опасности выглядеть непрофессионально в глазах коллег, а аудитория не будет считать, что картинки публикуются от лица компании-работодателя. Люди, использующие стратегию выбора аудитории, должны помнить, что все меняется: те, кто сначала был вашим приятелем, могут позже стать вашими коллегами и даже начальниками — в этом случае стратегию следует скорректировать.

От многих специалистов нам приходилось слышать (аналогичные результаты продемонстрировали и 40% участников нашего исследования), что они чувствуют себя так, как будто просто вынуждены принимать заявки в друзья от своих знакомых по работе и сфере деятельности. В таком случае на помощь придет стратегия контента, при которой заявки принимаются, но человек размещает только тщательно отобранную информацию в соцсетях. Люди, которые используют эту стратегию, размещают только такие фотографии и такую информацию, которые создают образ профессионала или, по крайней мере, не умаляют репутации, которую они пытаются заслужить в глазах своих коллег, начальства и клиентов. Конечно, недостаток этой стратегии заключается в невозможности дать себе поблажку хоть в чем-то, проявить неосторожность. Приходится заниматься самоцензурой, при которой люди могут чувствовать себя и восприниматься другими кем-то ненастоящим, персоной в глянцевой оболочке.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте