Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Спасите ваши совещания

Стивен Рогельберг
Иллюстрация: JASON SCHNEIDER

Дейв, старший вице-президент крупного американского банка, всегда продуктивно общался с подчиненными наедине. Однако аттестация по методу 360 градусов показала его несостоятельность в важнейшей области менеджмента — проведении совещаний. Многие сотрудники считали встречи под его началом пустой тратой времени. Они жаловались, что босс проводит их слишком часто, позволяет отдельным людям навязывать всем свою волю и не может создать условия для конструктивного обмена мнениями и критического мышления. Отзывы подчиненных стали для Дейва полной неожиданностью. Он считал, что проводит совещания отлично — по крайней мере лучше, чем большинство коллег.

Дейв не единственный руководитель, переоценивший свои ­способности. Исследования показывают: 8 из 23 часов, которые средний топ-менеджер проводит на встречах каждую неделю, проходят вхолостую. До 90% участников совещаний, по собственному признанию, считают ворон, а 73% занимаются в это время другими делами. При этом ряд других исследований, включая мои, говорит о том, что руководители оценивают свои совещания весьма высоко (намного выше, чем их подчиненные). Телефонный опрос более 1300 менеджеров показал: 79% из них считают инициированные ими встречи «крайне» и «очень» продуктивными, но лишь 56% так же высоко оценили встречи, проведенные коллегами. Люди полагают, что проблемы есть у кого угодно, но только не у них самих. Дополнительное исследование помогло объяснить, почему. Мы с Цзяцзинем Туном из Пекинского университета выяснили: совещание считают эффективным те, кто активнее всех в нем участвовал. А кто обычно говорит больше других? Босс.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте