Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему фраза «денег нет» укрепляет отношения

Грант Доннелли
Иллюстрация: OLIVER BURTON/GETTY IMAGES

Прошлой весной моя подруга пригласила меня на свадьбу в Париж. Разумеется, я за нее очень обрадовался, но подумал, что, во-первых, поездка потребует слишком больших затрат, а во-вторых, займет большую часть моего отпуска.

Остановившись на том, что не поеду на свадьбу, я никак не мог решить, как сообщить подруге эту новость. Просто сказать, что не приеду? Поделиться тем, что мне не хватает отпуска и денег на поездку? Как не обидеть ее и дать понять, что я дорожу нашей дружбой?

Мероприятия, на которые нас приглашают друзья и коллеги, обычно требуют либо времени, либо денег, либо и того, и другого. Именно этими отговорками мы обычно прикрываемся, когда не хотим куда-то идти. Но мы совсем ничего не знаем о том, как окружающие воспринимают такие отказы и как они сказываются на наших отношениях.

Вместе с коллегами Эшли Уилланс, Майклом Нортоном и Энн Уилсон я решил разобраться в этом вопросе. Мы проанализировали данные о реальных разговорах в Twitter и провели ряд лабораторных экспериментов. Результаты нашего исследования говорят о том, что оправдание отказа нехваткой времени вредит отношениям, а вот нехватка денег, наоборот, укрепляет их.

Как окружающие реагируют на наши оправдания

В начале своего исследования я решил проанализировать беседы, которые вели между собой пользователи Twitter. Я собрал твиты, опубликованные за одну неделю 2018 года, адресованные какому-то конкретному пользователю и содержащие фразу «нет денег» или «нет времени». В общей сложности у меня получилось 2310 твитов, причем чуть больше половины были посвящены нехватке времени. Один из способов ответить на твит — лайкнуть его. Я обнаружил, что пользователи Twitter значительно чаще лайкают сообщения о нехватке денег, чем о нехватке времени. Эффект сохраняется независимо от того, как много у человека подписчиков и насколько активно он пользуется сервисом.

Это говорит о том, что люди по-разному реагируют на сообщения о нехватке времени и на сообщения о нехватке денег. Однако разговоры в Twitter могут происходить между малознакомыми или совсем не знакомыми друг с другом людьми. Что же происходит между друзьями или коллегами?

Для своего эксперимента я выбрал 327 недавно обрученных пар, которые как раз готовились к свадьбе и уже разослали приглашения на торжество. Я спросил их, сколько гостей отклонило приглашение из-за нехватки денег или времени. В среднем на каждые два оправдания о нехватке времени приходилось по два ответа о нехватке денег (хотя были и другие причины отказа), а значит, вышло примерно равное количество оправданий временем и деньгами.

Об авторе

Грант Доннелли (Grant Donnelly) — доцент кафедры маркетинга и младший сотрудник в Институте устойчивого развития при Университете штата Огайо. Получил докторскую степень в области делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса в 2018 году.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте