Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять шагов к блестящей презентации

Кармин Галло
Фото: Product School / Unsplash

Стив Джобс был самым удивительным оратором своего времени среди бизнесменов. Билл Гейтс однажды назвал его «волшебником», который «околдовывает» свою аудиторию. Журнал Fortune писал, что ключевые тезисы его выступлений могли «заставить трепетать даже самых бесчувственных». Джобс — один из немногих CEO, чьим презентациям посвящена отдельная страница в Wikipedia. Основных идей его выступлений было достаточно, чтобы вызвать рост акций Apple.

Но если заглянуть за кулисы, то станет понятно, почему его презентации оказывали такое волшебное воздействие: практика и еще раз практика. «Большинство людей не осознают, что выступление, которое выглядит спонтанным, в действительности долго репетировалось, — рассказывал мне Джон Скалли, бывший CEO Apple. — Стив обдумывал каждое слово, каждый шаг, каждый демо-ролик».

Презентации лучших спикеров выглядят непринужденными именно потому, что на их совершенствование было потрачено много сил.

Почти 20 лет я работаю с лидерами крупнейших мировых брендов, в том числе Amazon, Coca-Cola, Intel и McKinsey, чтобы помочь им научиться выступать не просто хорошо, а прекрасно. Их часто удивляет мой совет, но репетиции — лучшее, на что можно потратить время перед важной презентацией. Чем больше подготовки, тем меньше паники и больше уверенности.

Подумайте об этом с такой точки зрения: космонавты, пилоты пассажирских самолетов и спецназовцы не рождаются со способностью сохранять спокойствие в кризисной ситуации. Они отрабатывают поведение в чрезвычайных ситуациях в условиях, сходных с реальными. Аналогично многократные публичные выступления уменьшают тревогу, часто испытываемую перед важным мероприятием. Репетиции вовсе не лишают вас естественности, а позволяют наслаждаться моментом и доносить свою мысль со страстью и энергией. Эти пять советов помогут вам с максимальной пользой потратить время на репетиции.

Пообещайте себе стать в 10 раз лучше

Популярная в бизнесе «философия десятикратного роста» обязана своим возникновением сооснователю компании Google Ларри Пейджу. Там, где лидеры довольствуются улучшением результатов на 10%, Пейдж требует от своей команды создавать продукты, в 10 раз превосходящие продукты конкурентов. Более низкий результат, считает Пейдж, означает, что продукт или компания выглядит так же, как все остальные. Та же стратегия применима к публичным выступлениям. Если вы хотите, чтобы ваша презентация была захватывающей и существенно отличалась от презентаций конкурентов, будьте готовы репетировать больше, чем прежде, и в 10 раз упорнее, чем конкуренты.

Один руководитель, с которым мне довелось работать, готовился к проведению ежегодного собрания по продажам. Он планировал отрепетировать свою 20-минутную презентацию за 15 минут до начала собрания. Я сказал ему, что Джилл Болт Тейлор репетировала свое 18-минутное выступление на конференции TED около 200 раз, прежде чем выйти на сцену, что обеспечило ей десятикратное преимущество. Ее речь под названием «Stroke of Insight» посмотрели 25 млн раз только на сайте TED.

Репетировать с целью улучшить свое выступление в 10 раз — не такая сложная задача, как может показаться. Можно повторить первые несколько минут вступительной части за рулем или во время прогулки. Если в презентации имеется особенно сложный или технический раздел, потратьте на несколько часов больше, вслух репетируя эти слайды.

Начинайте и заканчивайте убедительно

В какой-то момент вы можете испугаться, что ваше выступление выглядит слишком заученным. И здесь коммуникации становятся скорее искусством, чем наукой. Ваша задача — выглядеть уверенно, не зазубривая каждое слово и оставляя место для спонтанности.

Помните, что две самые важные части вашей презентации — это начало и конец. Вступительная часть задает тон всей презентации и помогает заинтересовать аудиторию. От заключительной части зависит, какие идеи вынесут люди из вашего выступления и какое впечатление останется у них от презентации в целом.

Выступление на конференции TED — один из немногих случаев, где имеет смысл заучить каждое слово, потому что там установлен жесткий лимит в 18 минут. Для обычной деловой встречи стоит запомнить две первые и две последние минуты вашей презентации, а также первую и последнюю строчку для каждого слайда. Если вы сделаете это, то значительно обгоните конкурентов.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте