Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если дружба с коллегой мешает работе

Эми Галло
Фото: WLDAVIES/GETTY IMAGES

Если у вас есть близкий друг на работе, это может сделать вас счастливее и продуктивнее, и вы с меньшей вероятностью захотите покинуть компанию. Но у офисной дружбы могут быть и недостатки. Что делать, если вы слишком вовлечены в нее эмоционально? Как убедиться, что дружеские отношения не влияют на то, как вы выполняете свою работу? Какие психологические границы необходимо установить? И как сделать это так, чтобы не задеть чувства вашего коллеги?

Мнение экспертов

Эмпатия является важной составляющей эмоционального интеллекта и потому является полезным инструментом в коллективе: она в значительной мере помогает вам общаться с другими людьми. Но в то же время вы не захотите «позволить эмоциям овладеть вами» и настолько погрузиться в дружбу на работе, что это будет истощать вашу энергию и снижать продуктивность, считает Сьюзан Дэвид, автор книги «Эмоциональная гибкость». Энни Макки, старший научный сотрудник Пенсильванского Университета (University of Pennsylvania Graduate School of Education) и автор книги How to Be Happy at Work, придерживается того же мнения. «Приятно чувствовать себя нужным, но дружба может и обременять, — говорит она. — Ситуация быстро выходит за рамки эмпатии, если вы слишком много времени тратите на то, чтобы помочь кому-то разобраться с проблемами, или если вы расстраиваетесь, беспокоитесь или боитесь того, что вам это не удастся». Если вы чувствуете, что ваша с коллегой дружба зашла слишком далеко, вот что нужно сделать.

Обращайте внимание на тревожные знаки

Когда вы начинаете пренебрегать своей работой, вместо этого проводя время в офисе друга, — это уже признак того, что что-то пора менять. Среди других тревожных знаков — ощущение «эмоциональных американских горок» или «большего внимания к переживаниям другого человека, чем к своим», говорит Макки. Чтобы оценить, насколько нормальны такие отношения, задайте себе несколько вопросов: «Помогают ли эти отношения карьерному росту, к которому я стремлюсь? Равнозначен ли наш эмоциональный вклад в эти отношения? Чувствую ли я себя комфортно, когда выражаю мысли и чувства, не совпадающие с мыслями друга? Могу ли я анализировать проблемы этого человека с разных сторон или просто перенимаю его точку зрения?» К сожалению, как говорит Дэвид, «четкие границы допустимого провести невозможно». Но если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили «нет», стоит задуматься об изменениях.

Не вините другого человека

Если вы пришли к выводу, что дружба вам мешает, негодование или раздражение — нормальная реакция. «Существует инстинкт обвинять другого человека и полагать, что это он «довел» вас до такого состояния. Но так вы ставите себя в позицию беспомощности», — говорит Дэвид. Вместо этого подумайте о своей собственной роли в создании нездоровой динамики. Макки предлагает задуматься о том, что изначально привлекало вас к человеку. Личные качества? Совместное преодоление трудностей на работе? Общее хобби? Ответы на эти вопросы помогут вам не только разобраться в проблемных отношениях в настоящем, но и избежать подобных ситуаций в будущем.

Не стремитесь резко оборвать отношения

В большинстве случаев нет необходимости резко прекращать отношения. Вы же не хотите сразу перейти «от дружбы навеки к отказу даже пообедать с человеком только потому, что сами находитесь на грани», говорит Дэвид. «Возможно, вы лишитесь важных связей, — соглашается Макки. — Люди думают, что, чтобы изменить нездоровую динамику отношений, их нужно прекратить полностью. Но это делать необязательно. С помощью небольших изменений отношения могут начать развиваться в нужном направлении, не заставляя кого-либо страдать».

Измените дружеский тон разговора

Трудно сказать другу, что вы хотите проводить с ним меньше времени. «Иногда отношения достаточно нормальные и позволяют такую прямоту, но это скорее редкость, — говорит Макки. — Если уровень самосознания собеседников высок, если они могут вести достаточно глубокие диалоги на сложные темы, можно попытаться поговорить о сложившейся ситуации». Но в большинстве случаев стратегия должна заключаться в «постепенном изменении» тона общения с другом. «Старайтесь выбирать более простые способы коммуникации», — говорит Макки. «Если вы проводите много времени вместе, попытайтесь заменить личное общение телефонными звонками. Если вы тратите много времени на общение по видеосвязи или телефону, ограничивайтесь парой электронных писем. Важно создать некоторую физическую дистанцию и уменьшить интенсивность взаимодействия», — говорит Дэвид. По возможности «подчеркивайте профессиональный характер ваших отношений» и важность именно работы для них.

Ограничьте взаимодействие

Решите, где вы хотите провести границу. «Подумайте о проблемах, которыми ваш коллега делится с вами, и выделите одну или две, с решением которых вы готовы и дальше помогать», — говорит Макки. Затем «сделайте так, чтобы он взаимодействовал» с другими. «Помогите другу установить связь с другими людьми, которые могут помочь»; Дэвид предлагает формулировку наподобие «Я чувствую, что мы зашли в тупик. Возможно, тебе полезно было бы пообщаться с коучем».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте