Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как сказать «нет» на собеседовании

Кэролайн Стоукс
Фото: GLOBALP/GETTY IMAGES

На собеседовании, как правило, главная задача у вас одна: произвести впечатление на интервьюера и получить работу. Нам может казаться, что для того, чтобы все прошло хорошо, нужно быть приветливым и выражать согласие, даже если мы не совсем разделяем мнение собеседника. Подобный небольшой обман в благих целях и вправду может помочь получить работу, но вместе с тем он может привести к недопониманию и заблуждениям после вступления в должность.

Если вы заинтересованы в долгосрочном успехе, на собеседовании следует проявлять честность и быть самим собой, а не тем, кем, как вам кажется, хочет вас видеть работодатель. В действительности самый интересный (для обеих сторон) разговор получается, когда кандидат любознателен, стремится к сотрудничеству и готов корректно и обоснованно с вами не согласиться. Стоит воспринимать несогласие не как конфликт, но как отправную точку для разумной дискуссии, спора и решения проблем. Реплика вроде «Я с вами не согласен» не оставляет пространства для диалога, но если начать по-другому: «Как человек со стороны, я могу сказать, что..., и мой рабочий опыт подсказывает мне, что...», вы предлагаете собеседнику высказать свое мнение.

Например, интервьюер рассказывает, что в компании при разработке ПО принято использовать каскадный метод. Вы же считаете, что для этих целей более подходит методология эджайл, поскольку она позволяет вносить изменения в проект в процессе его реализации. В таком случае вы можете заметить: «Любопытно, что вы выбрали каскадный метод. Мне кажется, что эджайл позволит закончить разработку быстрее, получить более точные результаты и повысить эффективность». Реакция собеседника о многом вам расскажет. Если он или она скажет: «Нам не подходит этот метод», вы будете знать, с какими проблемами можете столкнуться, получив должность.

Конечно, непросто выражать несогласие с тем, кто проводит собеседование. Вы в неравных позициях; есть риск показаться человеком, с которым трудно сработаться, или просто конфликтной личностью. Вот что можно предпринять на собеседовании, при подготовке к разговору и после того, как он состоялся, чтобы обойти возможные негативные последствия.

Сделайте домашнюю работу

Важно заранее понять, насколько в компании приветствуются новые идеи. Известна ли компания и ее основатели открытостью к разным точкам зрения или им скорее свойственны более консервативные взгляды? Поощряет ли руководство свободное общение и инновации? Посмотрите отзывы о компании на Glassdoor, LinkedIn, Twitter, Facebook*, Reddit и других площадках. Если вы знакомы с каким-нибудь сотрудником, задайте ему вопросы, например: «Что тебе нравится в компании, а что бы хотелось улучшить?» Полученные ответы помогут составить представление о внутренней рабочей атмосфере.

Дайте себе время подумать над ответом

Если интервьюер говорит или спрашивает о чем-то, что требует размышлений, не торопитесь отвечать сразу. Возьмите паузу, соберитесь с мыслями и подготовьте вдумчивый ответ. Чтобы выиграть время, скажите: «Это интересная точка зрения, мне нужна минута на обдумывание». Это покажет вашу способность критически мыслить и решать проблемы. Не старайтесь сразу сказать то, что первым придет в голову. Вместо этого дайте более продуманный ответ.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте