Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Забудьте о харизме

Сара Гершман
Иллюстрация: master1305/Getty Images

Недавно мне довелось поработать с совсем молодым CEO. Ему предстояло публичное выступление, и он переживал о том, что ему не хватает харизмы. По образованию он — инженер, а по складу характера — интроверт, не очень комфортно себя чувствующий перед собранием. Своим продвижением наверх он отчасти обязан своей замечательной способности слушать. Поэтому мы начали занятия с переноса его навыков слушателя в навыки рассказчика. Вскоре он осознал, что его сильная сторона — не способность очаровать аудиторию, а талант уделять внимание ее потребностям. Коллеги, выходя с его презентаций, чувствовали, что их поняли, и ощущали прилив мотивации. Возможно, этому CEO и не хватало харизмы, зато у него было гораздо более ценное умение — умение войти в контакт с аудиторией.

Мои клиенты, особенно работающие в технической сфере, зачастую испытывают ту же неуверенность в себе, что и этот молодой CEO. Им кажется, что им не стать великими спикерами из-за отсутствия харизмы. Кто же будет слушать их «сухую» презентацию, кто запомнит их слова? Это мнение — большое заблуждение! Им нужна не харизма, а близость к аудитории. Это умение доступно каждому рассказчику, особенно представителям технических, «сухих», если так можно выразиться, областей знаний.

Для начала особенно важно понять, что харизма и связь с аудиторией — это разные вещи. Харизма — это обладание особым магнетизмом, способность притягивать внимание других людей. Харизма присуща политикам и актерам. В любом коллективе или скоплении людей человека с харизмой сразу видно. Многим рассказчикам хочется быть харизматичными. Нам хочется притягивать взоры людей, хочется им нравиться. Но здесь скрывается ловушка: ведь ваша задача — не понравиться аудитории, а донести до них свою мысль. Если же аудитория слишком сфокусирована на вас, она может не обратить внимания на ваши слова.

Почему так происходит? Согласно множеству исследований, основным фактором для запоминания информации служат эмоции. Слушателю необходима эмоциональная связь с содержимым речи, чтобы запомнить слова рассказчика. Проще говоря, лучше всего мы запоминаем те события в жизни, которые вызвали в нас сильную эмоциональную реакцию.

Харизма же может подавить эмоциональную реакцию. По данным серьезного исследования профессора Кембриджской бизнес-школы Йохена Менгеса, харизматичный рассказчик перетягивает на себя все внимание и, соответственно, «подавляет» эмоциональный отклик слушателей. В результате аудитория с трудом вспоминает презентацию харизматичного спикера. Скорее всего, люди запомнят, как им понравился рассказчик, но не вспомнят ни единого его слова.

Как часто вы слушали выступление вдохновляющего спикера, а потом не могли вспомнить его ключевые мысли?

Иное дело близость к аудитории. У этого понятия есть множество определений, и я хотел бы предложить самое буквальное из них:

Близость к аудитории — это способность быть в тесной связи со слушателями и с тем сообщением, которое вы хотите до них донести.

Близость к аудитории противоположна харизме. Если харизма ставит фокус на рассказчике, то близость к аудитории — на слушателе. Такого рода близость призвана давать слушателям нечто ценное для них, а не проецировать на них свой потрясающий имидж.

В этом и состоял талант моего клиента, того самого молодого CEO: он фокусировался на том, что нужно было его слушателям, на их тревогах, проблемах и вопросах, а не пытался демонстрировать свое ораторское мастерство. Он помогал аудитории решить ее проблему и выстраивал со слушателями взаимосвязь.

Вот что пишет гуру презентаций Нэнси Дуарте: «Возможно, вы самый умный человек в аудитории. Однако с этим знанием необходимо обращаться мудро и аккуратно. Никогда не воспринимайте презентацию как шанс продемонстрировать свою исключительность. Вам нужно, чтобы слушатели после презентации думали: "Ого, послушать презентацию от [вставьте здесь свое имя] было настоящим подарком судьбы. Теперь у меня куча идей и инструментов, которые помогут мне добиться доселе невиданных результатов"». Близость к аудитории особенно важна, когда вам нужно донести ценный для ваших слушателей контент.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте