Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три совета тем, кто поругался с коллегой или начальником

Брианна Каза , Мара Олекалнс , Тимоти Вогус
Фото: Sarah Kilian / Unsplash

Любое рабочее место — это коллектив, построенный вокруг отношений, которые сложились у нас с коллегами. Когда эти отношения крепкие, они становятся источником энергии, познания и поддержки. Но стоит им пошатнуться, даже на время, — не избежать обид и разочарований, что вредит и людям, и организации в целом.  Если вовремя не отследить даже небольшой конфликт, он может развернуться в более крупный и выйти из-под контроля, оставив участников в гневе и злобе друг на друга. Поэтому руководителям и подчиненным нужно уметь справляться с конфликтами и восстанавливать отношения после них.

Нам хотелось понять, как можно укрепить отношения и избежать потенциальных кризисов, а если все-таки они происходят — как лучше наладить общение. Для этого мы изучили около 300 исследований по менеджменту и психологии, опубликованных за последние 15 лет, на тему отношений на рабочем месте, конфликтов и их преодоления. В результате мы выделили три практических рекомендации, которые помогут вам установить рабочие отношения, более устойчивые к разногласиям и повседневному напряжению.

Переключите эмоциональный настрой разговора

Конфликты влияют на наше эмоциональное состояние. Даже мелкие проблемы вызывают напряжение в общении, и мы начинаем уклоняться от контакта, чтобы свести к минимуму чувство боли, разочарования и гнева. Однако исследования показывают, что держать дистанцию не так эффективно, как поменять эмоциональный настрой сразу же, как только возникла напряженность. Один из способов — вспомнить вместе с коллегой о чем-то хорошем из совместной работы: это поддержит связь между вами и станет страховкой в дальнейшем.

Это не значит, что надо игнорировать свои отрицательные эмоции. Но воспоминания о хороших моментах работают как противовес негативу, благодаря чему вы можете отключиться от этих эмоций и более четко сформулировать их. Ваша задача — создать безопасную среду, где вы сможете выразить свою боль и гнев, не ставя под угрозу отношения с коллегой.

Чтобы восстановить положительный эмоциональный настрой беседы, сделайте следующее.

Обозначьте проблему. Конечно, коллегам нужно как можно скорее признать, что общение стало напряженным, и позволить друг другу выразить отрицательные эмоции по этому поводу — но важно сделать акцент на том, что вы оптимистично смотрите на будущее ваших отношений: «Знаю, сейчас мы расходимся во мнениях по этому вопросу, и это нас обоих расстраивает, но я уверен, что мы сможем с этим разобраться». Установите такие «правила» в отношениях, чтобы вы могли свободно выражать эмоции и спрашивать об эмоциях коллеги, зная, что вас выслушают внимательно, не переходя в защитную позицию.

Предложите переждать. Назначьте встречу через несколько дней, чтобы ваши чувства успели немного остыть. Если время не терпит, то даже простой перерыв на кофе поможет уменьшить напряжение. Если взять тайм-аут физически невозможно, попробуйте временно сменить тему разговора: доказано, что это снижает физиологическое возбуждение во время конфликта и дает путь положительным эмоциям. Например, можно узнать, как идут дела по другому проекту, с которым сейчас нет проблем.

Поставьте общую цель ваших отношений. Вам нужно прийти к согласию о том, что ваши отношения ценны и вы оба желаете восстановить положительные чувства друг к другу. Напомните коллеге о том, что хорошего есть в вашем общении, и скажите, что хотели бы больше общаться в позитивном ключе в будущем. Тогда, возможно, возникший конфликт не отравит ваши отношения целиком.

Сформулируйте историю ваших взаимоотношений

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте