Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чем беднее, тем сложнее: как статус влияет на возможности нетворкинга и карьеры

Ли Томпсон , Таня Менон , Эдвард «Нед» Смит
Иллюстрация: Jonathan Kitchen/Getty Images

Говорят, что в результате эпидемии COVID-19 мы все попали в один и тот же шторм, но плывем на разных лодках. Пандемия на одних сказалась сильнее, чем на других в физическом, экономическом и психологическом смысле. Некоторые из нас живут в менее благополучных районах, на которые пришлось больше смертей и опустошения. Некоторые работают в жизненно важных сферах и испытывают физический риск и эмоциональное истощение. Кто-то работает в сфере услуг и был вынужден отправиться в неоплачиваемый отпуск, кто-то борется за экономическое выживание. Есть еще руководители высшего звена, неожиданно потерявшие уверенность в завтрашнем дне. А у кого-то в результате пандемии жизнь изменилась незначительно.

Независимо от того, оказались мы на плоту или на яхте, нас объединяет потребность в общении с другими людьми. Правительство, организации, где мы работаем, и окружающие нас люди могут обеспечить некоторую поддержку, но пробелы в институциональной и корпоративной системе социальной защиты слишком многочисленны, и в неспокойные времена мы можем полностью лишиться ориентиров, например, после потери работы. Во время кризиса эти пробелы заполняют наши личные связи — друзья, родственники, коллеги и знакомые, — защищая нас от финансового и эмоционального упадка.

Исследование, проведенное нами до начала пандемии, было посвящено изучению того, как в зависимости от высокого или низкого социоэкономического статуса люди активизируют свои связи, столкнувшись с угрозой потери работы (по сравнению с ситуациями большей стабильности на рынке труда). Если говорить более конкретно, с помощью анализа масштабных данных опроса и эксперимента мы изучили, как в результате ситуации угрозы люди, находящиеся в различной экономической ситуации, восстанавливали в памяти сеть друзей, родственников и знакомых. Опираясь на полученные данные, мы хотим рассмотреть уникальную проблему, с которой столкнулись во время нынешнего кризиса, которая позволит ответить на вопрос, как получить поддержку и укрепить социальные связи, особенно с учетом препятствий, связанных с социальным дистанцированием.

Давайте рассмотрим две реакции на потерю работы во время пандемии COVID-19. Брианна Дэвис недавно окончила Университет штата Аризона и занималась созданием контента в компании, специализирующейся  на маркетинге в области технологий, Student Beans. Брианну неожиданно уволили, но она тут же сообщила об этом своей сети в LinkedIn и получила эмоциональную поддержку и несколько контактов в своей отрасли. Мы называем такую реакцию «расширением» сети за пределы ближайшего окружения.

А Тара Бернс работала поваром в одном из ресторанов Кливленда, закрывшемся в связи с пандемией. Она отреагировала на потерю работы, обратившись к своему ближайшему окружению. Менеджеры, которых она называет своей «второй семьей», позволили ей взять из ресторана скоропортящиеся продукты и помогли обратиться за пособием по безработице. Друзья предложили финансовую помощь. А владелец снимаемого ею жилья проявил понимание. Мы называем этот метод «просеиванием» или использованием более тесных связей.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте