Коммуникации

Как стать хорошим спикером

Евгений Бутман
Фото: Teemu Paananen/Unsplash

Я работаю в частном бизнесе 30 лет. Много лет я был СЕО, управляющим акционером, руководителем группы компаний. Собственно, именно так я привык презентовать себя — как бизнесмена и специалиста по управлению. Разнообразные дополнительные умения я рассматривал как сопутствующие навыки, неотделимые от основной профессии управляющего. Например, бизнес-аналитика, специалиста по переговорам, специалиста по продажам, ментора и, конечно, спикера. 

Но три года назад я сменил профессию и начал работать независимым директором, создал компанию FutureCorp, где мы с партнером помогаем бизнесменам создавать совет директоров. Мне пришлось за это время пообщаться со множеством предпринимателей и топ-менеджеров, выступить на большом количестве конференций и семинаров. Меня часто приглашают в качестве спикера выступать перед руководством и менеджментом крупнейших компаний. Я стал понимать, что эти «сопутствующие навыки» — самостоятельные умения, создающие дополнительную стоимость и для компании, и для руководителя. И этими навыками в совокупности мало кто владеет. 

И, среди прочего, мне захотелось многих из моих собеседников научить говорить и выступать. Постоянно размышляя об этом, я начал шаг за шагом обобщать свой опыт. Эта статья — о том, как стать настоящим спикером, Спикером с большой буквы.

Зачем бизнесмену выступать публично?

1. Часто представление о компании создается исходя из личности человека или людей, являющихся штатными спикерами компании. По этим выступлениям компанию оценивают журналисты, бизнес-аналитики, консультанты, поставщики, арендодатели, покупатели, инвесторы. Требования к стилю и качеству внешних коммуникаций постоянно возрастают. Но бизнесмены — люди занятые, загруженные. Если нет навыка краткой, выразительной и энергичной презентации, коммуникации заберут много сил и времени и выйдут за рамки разумного. 

2. Умение выступать на конференциях — это не отдельное факультативное умение. Точно по таким же принципам строятся все выступления: на правлении перед коллегами и подчиненными, на совете директоров, на переговорах, на встрече с инвесторами и т. д. Любое публичное выступление — это непрерывное совершенствование своего оружия главного калибра — умения четко, сжато, внятно и интересно излагать свои мысли.

3. Многие люди считают: чтобы донести до других свою мысль, ее надо просто произнести. Это, конечно, иллюзия. Примем за 100% утверждение «Один человек сообщил информацию, а остальные приняли ее полностью и без искажений». Так вот у неопытных спикеров этот коэффициент вряд ли больше 50%, что оставляет огромное пространство для искажений и неверных интерпретаций. Стремиться спикеру надо именно к 100%, отталкиваясь от того, как поняли и как приняли то, что он говорит.

Личная история

Мой путь как спикера начался с детства, когда нам с братом маленькими отец рассказывал на ночь истории. Когда я подрос, я сам стал рассказчиком — мы ездили с классом на экскурсии, в театр, дорога занимала 40—50 минут в одну сторону, и я рассказывал своим одноклассникам по дороге сорокаминутные куски из прочитанных мною книжек из «библиотеки приключений» и других остросюжетных детских книг. Читал я много, быстро, мои истории не повторялись. Став еще старше, я начал рассказывать истории, которые придумывал сам. 

То, что я много читал, отложило значительный отпечаток на мою речь. Оглядываясь назад, выделю две категории книг, повлиявшие на мое умение выражать свои мысли. Первая группа — это интересные и хорошо рассказанные истории. Вторая — книги, для которых важна стилистика и лексика повествования, используемые слова и обороты.

Но просто читать недостаточно. Также мало слышать и видеть, как рассказывают другие. Надо все время рассказывать. Самый легкий и часто используемый жанр — анекдоты. Публичный рассказ анекдота — это, по сути, эстрадный скетч: краткий сюжет, каждое слово имеет значение, равно как интонация и эмоциональная наполненность. Но главное, что и делает это прекрасным упражнением, — быстрая и честная реакция аудитории. Все дружно рассмеялись — значит вы донесли все части смысла, не потеряв. Рассмеялись, но не все, не сразу — вы на правильном пути, работайте над собой. Никто не засмеялся — неудача, анализируйте причины, пробуйте еще.

Еще один жанр — путевые заметки. Отпуск, поездка, любое личное приключение. Он тоже развлекательный, но намного сложнее, это уже полноценная словесная презентация. Задача рассказчика — сделать историю интересной. Здесь также реакция слушателей быстрая и честная: дослушали, не перебили, есть заинтересованные уточняющие вопросы, — ура, вы справились. На этапе путевых заметок виден потенциал спикера, потому что проявляются многие атрибуты хорошей презентации: содержательность, стиль, качество речи, умение выразить мысли и умение установить контакт со слушателями.

Есть и другие жанры — жанр бытового разговора, жанр поручения, жанр разговора с пожилыми родителями, с детьми, с обслуживающим персоналом и т.д. Важно — анализировать и контролировать свою речь.

Если вы набили руку в таких историях (стали мистером/мисс/миссис «хорошо подвешенный Язык»), то обрели и уверенность, и определенный автоматизм.

Мне, помимо прочего, помогали любопытство и страсть к копированию. Я обращал внимание на то, как разговаривали эффективные в коммуникациях люди и копировал их приемы. Иногда на короткий срок перенимал чужую манеру говорить вплоть до мимики. Что-то мне подходило, что-то нет. Был период, когда я копировал интонации, жестикуляцию и риторические приемы Стива Джобса, все выступления которого видел вживую, на ежегодных конференциях Apple.

Итак, мы с вами стали хорошими рассказчиками. Мы умеем придумывать и рассказывать истории. Но, как говорят математики, это необходимо, но недостаточно. 

Как стать хорошим бизнес-спикером

Настоящее мастерство спикера можно сравнить с навыками, необходимыми для победы в спортивном многоборье. Вы можете выиграть соревнования по многоборью, не будучи чемпионом в каждом из видов. Но вы должны быть достаточно сильны в каждом из видов, уметь распределить силы и, конечно, быть настроенными на результат.

Итак, многоборье. В него входят дисциплины: ваши умения, ваша личность и ваша глубина.

Очень часто компанию оценивают не только по финансовым показателям, но и по тому, «сколько стоит» ее руководство и акционеры. Помните — «по одежке встречают, по уму провожают».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте