Коммуникации

«Манипуляторы всегда в проигрыше»

Анна Натитник
Иллюстрация: Александр Байдин

Многие считают, что переход коммуникации в онлайн не только открывает перед нами новые возможности, но и вызывает трудности, связанные с необходимостью овладевать новыми навыками. На поверку эти навыки, однако, оказываются не столько техническими, сколько традиционными коммуникативными. Освоить их нам могут помочь те, для кого эффективная коммуникация — неотъемлемая часть профессионального мастерства: актеры, режиссеры, театральные педагоги. О том, какие техники для этого можно использовать, рассказывают профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Сергей Филонович и профессор практики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, педагог театра Et Сetera Валерия Устинова.

Сергей Филонович: Что, на ваш взгляд, мешает нам производить желаемое впечатление на собеседников при общении через интернет?

Валерия Устинова: Когда из-за пандемии все перешло в онлайн, я стала спрашивать знакомых, в частности преподавателей, что их раздражает в новом формате? Многие говорили о напряжении: люди неудобно сидят и из-за этого напрягаются шея и связочный аппарат. Кто-то из-за напряжения стал засорять речь словами-паразитами. Кого-то выбивает, что он видит не слушателей и их эмоции, а только «черные квадраты» вместо людей. Напряжение провоцирует недоверие, усталость. Поэтому я рекомендую, прежде всего, организовать свое рабочее место так, чтобы можно было расслабиться. Также важно следить за голосом и пластикой: они позволяют удерживать внимание аудитории и облегчают процесс онлайн-коммуникации.

Как голос влияет на эффективность общения?

Мой художественный руководитель, Александр Александрович Калягин, начинает делать роль с поиска голоса и речевой манеры своего персонажа. Он часто повторяет, что глаза могут соврать, а голос нет. Сначала он ищет, как говорит его персонаж, а потом этот голос становится маркером входа в роль.

Голос — это то, что мы слышим, а чтобы дойти до нас, он должен «прожить» целую биографию. Эта биография отражает, насколько напряжен путь голоса. Напряженность чувствуется сразу, потому что восприятие голоса имеет слухово-мышечную природу: звуковая волна попадает на барабанную перепонку и производит определенные колебания — звук «стучит», «гладит», «бьет», «осторожно касается».

Естественность в голосе связана с психологической устойчивостью. Психологически неустойчивый человек не может убедительно говорить. Вы будете доверять ему, только если он обладает весомым авторитетом — если все знают, что он лучший врач, лучший эксперт, лучший юрист. В противном случае вы постараетесь избежать общения с таким человеком.

Мы привыкли думать, что характеристики голоса даны нам природой и неизменны. Так ли это на самом деле?

Голосом можно научиться управлять. Для этого существуют разные упражнения. Например, можно приложить руку к груди, туда, куда ставят горчичник, и говорить так, будто звук нагревает ладонь и та начинает «звучать». Благодаря этому голос становится ниже и глубже. Это очень важно: высокие голоса слушать и воспринимать тяжело.

Еще одна простая рекомендация — после часа говорения положить на голову книгу и посидеть так хотя бы минуту. Таким образом воспроизводится идеальное положение головы для удержания правильной осанки, которая также влияет на голос. Особенно это важно для женщин: они склонны при онлайн-общении тянуть голову вперед. В целом женщины допускают три основные ошибки: говорят выше, громче и быстрее. А если это делать постоянно, то наступают усталость и выгорание.

Чтобы избежать неприятностей с голосом, не стоит беспрерывно пить горячий чай. Это очень вредно: может появиться постоянное желание откашляться. Вместо этого следует использовать специальные упражнения, проводить артикуляционную разминку. Однако все, что связано с мышечной нагрузкой, требует наставника, который даст обратную связь — скажет, правильно ли вы выполняете упражнения, что-то подкорректирует.

Когда человек тянет голову вперед при онлайн-общении, он, как правило, приближается к микрофону. Но чтобы нас хорошо было слышно, нужно постоянно находиться на определенном расстоянии от компьютера. Так что, отклоняясь назад, нужно говорить громче, наклоняясь вперед — тише. В противном случае нас трудно будет понять, а это, например во время переговоров, может привести к печальным последствиям. Чтобы избежать проблем, можно пользоваться гарнитурой или вдевать микрофон в петличку.

Общаясь онлайн, следует учитывать особенности ПО, которое мы используем. В Zoom, например, переключение на говорящего происходит не мгновенно, поэтому первые звуки, которые мы издаем, могут быть не распознаны. Это требует от нас иного построения речи. Первые слова нужно произносить громче, а в первой фразе не стоит передавать основной смысл, иначе он будет потерян.

Кроме того, во время видеоконференции необходимо следить за выражением своего лица. Представьте себе: выступает начальник, а у кого-то скука на физиономии! Людей надо учить, как этого избегать.

Очень важно научиться «неосуждающему поведению». Лицо не должно выражать изумление, раздражение, скуку. Как сказал кто-то из американцев: если это не у тебя дома, не про деньги и тебе ничто не угрожает, у тебя на лице ничего не должно быть написано. Русским это дается непросто, и если они приезжают работать в западную компанию, их часто отправляют на тренинги неосуждающего поведения, чтобы в дальнейшем они не испытывали сложностей с коммуникацией.

У актеров в запасе масса приемов, позволяющих выгодно себя презентовать. Некоторыми из них вы уже поделились, когда говорили о голосе. А какие навыки актеров в целом могли бы помочь людям бизнеса эффективно вести коммуникацию — как онлайн, так и офлайн?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте