Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять правил, которые сделают ваш отчет привлекательным для читателей

Билл Берчард

Каждый раз, когда вы садитесь за написание текста, будь то отчет, речь для выступления, исследование или авторская колонка, вы, наверное, слышите внутренний голос. Это голос вашего школьного или университетского преподавателя, напоминающий о правилах письма: используйте активный залог, выбирайте сильные глаголы и существительные, показывайте, а не рассказывайте.

Но верные ли это правила? Это ли самое главное? Есть ли другой (возможно, лучший) подход?

Актуальные научные исследования показывают, что есть. Благодаря трудам физиологов и нейробиологов, которые изучают работу мозга при помощи МРТ (магнитно-резонансной томографии), ЭЭГ (электроэнцефалографии) и ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии) и других методов, нам удается узнать, что стимулирует читателя читать, а слушателя — слушать. Мы знаем, как читатели реагируют на простые и сложные слова, конкретный и абстрактный стиль изложения, буквальные и фигуральные выражения, метафорический и простой язык и на многое другое.

Выводы этих исследований указывают на один важный принцип: можно писать так, чтобы чтение текста удовлетворяло базовую потребность в освоении новой информации — и стимулировало бы выброс гормонов удовольствия в системе подкрепления, зоне среднего мозга, которая отвечает за желания и поведение. Первым вырабатывается дофамин, как только ваши нейроны получают сигнал о возможном вознаграждении. Если оно получено, активируется сразу несколько областей, отвечающих за удовольствие.

Вы можете построить такую стратегию успешной коммуникации, которая будет активировать цепь вознаграждения в эволюционно древних отделах мозга, сформировавшихся еще во времена охоты и собирательства. Итак, вот пять работающих тактик.

Выражайтесь просто. Что бы кто ни говорил, но сложность ценится только в винах, а не в текстах. Выбирайте простые слова, стройте простые предложения, превращайте сложные концепции в простые.

Исследователь Принстонского университета Дэниэл Оппенгеймер изучал, как читатели реагируют на сложность письма. Он попросил 71 студента Стэнфордского университета оценить два абзаца текста. В обоих говорилось об одном и том же, однако один был написан простыми словами, а другой, напротив, сложными. В последующем опросе студенты отметили, что авторы сложного текста кажутся им менее умными.

Также исследования показали, что простые тексты в прямом смысле того стоят: ученые Пён Хён Хван и Хо Хокван Ким при помощи компьютерных алгоритмов ранжировали по читаемости отчеты закрытых инвестиционных компаний. Исследователи обнаружили, что бумаги компаний с трудночитаемыми отчетами котировались на 2,5% ниже, чем у конкурентов.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте