Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если ваш коллега халтурит

Ребекка Найт
Фото: Lance Anderson / Unsplash

Взаимодействие с тем, кто не справляется со своими задачами, не только постоянно фрустрирует, но и негативно сказывается на вашей работе, а возможно, и на вашей карьере. Что делать с таким коллегой? До какой степени стоит его поддерживать? Жаловаться начальнику? И как защитить свою репутацию внутри организации?

Что говорят эксперты

Допускающий ошибки, срывающий сроки и просто бездельничающий коллега — не такое уж редкое явление, отмечает Джудит Уайт, преподаватель делового администрирования в Университете Иллинойса. «Пожалуй, самая частая жалоба звучит так: “Я сотрудничаю с коллегой, который не выполняет свою часть работы, и мне приходится делать это за него”». Однако несмотря на распространенность проблемы, ее не так уж легко решить. «Вам нужно вспомнить базовый курс бизнес-школы по организационному поведению и применить все доступные вам инструменты», — добавляет она. Однако даже в этом случае вам не удастся найти «быстрое решение», утверждает Брайан Уцци, профессор по лидерству и организационным изменениям в Северо-западной школе менеджмента им. Дж. Келлога. Тем не менее, если ваша производительность страдает из-за поведения коллеги, пора действовать. Уцци поясняет, что стратегия «ждать, стиснув зубы» не работает. Вот несколько советов о том, как справиться с такой ситуацией.

Диагностируйте проблему

По словам Уцци, сначала необходимо оценить ситуацию, чтобы определить проблему и найти ее первопричину. «Оцените картину в целом», — говорит Уайт. Спросите себя: почему ваш коллега не справляется? Чего ему не хватает: информации, способностей или ресурсов для выполнения работы? Замечают ли ту же проблему другие коллеги? Как такое поведение влияет на общее положение дел? Как давно это началось? «Если ситуация затянется, справиться с ней будет еще сложнее. Паттерны очень устойчивы», — говорит она. Но если это не так, возможно, речь идет о начинающем сотруднике или новичке в организации — справиться с ситуаций будет проще. Ответы на эти вопросы помогут вам понять, как подступиться к проблеме. Однако помните: вы не сможете изменить коллегу. Единственное, что вы можете сделать — действовать, чтобы изменить ситуацию.

Обратитесь к себе

В этом смысле разумно подумать и о собственном поведении, говорит Уцци. Убедитесь, что вы не пали жертвой фундаментальной ошибки атрибуции. «Когда нам сопутствует успех, мы думаем, что это результат действия положительных и уникальных качеств нашей личности. Когда мы ошибаемся, ответственность ложится на внешние обстоятельства. Однако в случае других людей мы верим в прямо противоположное», — уточняет он.

Подумайте также о том, как вы взаимодействуете с коллегой и как он вас воспринимает. «Часто проблемы в общении с коллегой возникают из-за того, что вы посылаете ему угрожающие сигналы», — говорит Уцци. Возможно, вы неосознанно демонстрируете своим поведением, что «вы умнее, быстрее, энергичнее или что ваши навыки больше соответствуют задачам организации». Если это так, найдите способ устранить угрожающее поведение, вложив силы и время в налаживание отношений. «Дайте понять, что ваш успех — это их успех тоже, — отмечает эксперт. — Скажите: “У меня есть опыт в этой области, у вас — в другой. Наши навыки дополняют друг друга. Нам есть чему друг у друга поучиться”». Ваше послание коллеге должно быть просто и прямолинейно: «Вместе мы лучше справимся с этой задачей».

Поговорите с коллегой

Если вы чувствуете себя комфортно и относительно дружелюбно настроены к коллеге, Уцци рекомендует прямо поговорить с ним о недостатке эффективности. Спросите его: «Возможно, у вас что-то случилось?» Может выясниться, что у ребенка проблемы в школе или что мать коллеги болеет, а может быть, он или она переживает болезненный развод. В этом случае есть все основания полагать, что «в будущем производительность коллеги вырастет» и вам нужно просто «пережить это», говорит Уцци.

Проявите сострадание. Уайт отмечает, что вы можете предложить свою помощь, если это подразумевает «конкретные, ограниченные во времени действия». Ваша поддержка — «временная мера, а не долгосрочное решение». Например, «Я заметил, что вы не перезвонили клиенту. Хотите, в этот раз это сделаю я?» В конце концов, нет ничего плохого в том, чтобы помочь коллеге, если он тоже сможет оказать вам помощь в будущем. Уайт добавляет, что сотрудники могут обмениваться услугами, но «это должно быть взаимно».

Поговорите с начальником (но будьте рассудительны)

Не стоит жаловаться на коллегу своему руководителю, говорит Уцци. Во-первых, «вы теряете очки в глазах начальника. Вы становитесь похожи на нытика — человека, который не умеет выстраивать отношения», — говорит он. Во-вторых, руководитель тоже предстает в невыгодном свете. Ваша жалоба говорит о том, что «начальник не умеет подбирать для работы подходящих людей». Тем не менее есть несколько способов как прямо, так и косвенно обсудить этот вопрос с руководителем.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте