Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Не то»: что не нужно говорить во время сложного разговора

Джим Детерт
Иллюстрация: Aron Vellekoop León

Трудные разговоры трудны неспроста, и когда вы взволнованы и напряжены, легко сказать не то. И неважно, насколько вы подготовлены. Лучшие планы идут насмарку, если вы обидели или разозлили другого человека. За более чем 20 лет преподавания и исследований, которые я описал в своей новой книге «Choosing Courage», я обнаружил, что люди часто забывают о важной вещи: в сложном разговоре нужно выражать свою мысль, держа в голове чувства и взгляды другого человека.

Ниже приведены наиболее распространенные ошибки, слова и фразы, которые могут просочиться в нашу речь — и объяснения, почему они часто ведут к проблемам.

Не думайте, что ваша точка зрения очевидна

Иногда, если вам кажется, что вы на 100% правы, вы можете употреблять такие слова, как «понятно», «очевидно» и «несомненно». В этом случае вы становитесь жертвой наивного реализма — убеждения, что вам открыта объективная реальность, которую другие тоже ясно увидят и согласятся с вами.

Мы редко оказываемся в такой объективно очевидной ситуации, и разумные люди могут видеть вещи не так, как вы, или нуждаться в дополнительных аргументах, чтобы прийти к тем же выводам, которые делаете вы. Неудивительно, что когда ваши слова (ненароком) намекают, что мнение, не совпадающее с вашим, глупо или нелогично, люди могут почувствовать, что на них давят или оскорбляют их. Если вы защищали свою точку зрения убедительно, не нужно ставить под угрозу результаты, заявляя, что ваше мнение очевидно или не вызывает сомнений.

Не преувеличивайте

Когда вы говорите с человеком, который много раз расстраивал вас, то можете непреднамеренно прибегать к таким фразам, как «Ты всегда…» или «Ты никогда…». Преувеличение подрывает доверие к вам и ведет к спору о том, насколько часто возникает упоминаемая вами проблема, а не к разговору по сути вопроса. «Неправда», — скорее всего парирует собеседник, а затем приведет вам дату или случай, противоречащий сказанному вами.

Если вы хотите, чтобы человек стал поступать по-другому или больше не вел себя так, как раньше, сосредоточьтесь на сути.

Не говорите другим, что им делать

Когда вы говорите человеку, что ему следует делать, ваши слова содержат оценочное суждение. «Тебе нужно сделать Х» подразумевает, что Х — это правильный порядок вещей.

Конечно, если вы являетесь руководителем, отвечающим за ценности и культуру группы, иногда необходимо очень ясно говорить, что следует сделать или как люди должны относиться друг к другу. Однако в других ситуациях, особенно когда вы не начальник человеку, с которым говорите, понукание не заставит его согласиться с вами.

Когда люди слышат, что «должны» что-то сделать, то чувствуют осуждение — как будто бы они сами не сделали правильного вывода без вашего вмешательства. На самом деле они предпочли бы самостоятельно решить, что им делать.

Фразы вроде «Можно подумать о…», «Есть вариант…» или «Ты не думал о…?» повышают вероятность, что разговор состоится и вы сможете повлиять на собеседника.

Не возлагайте на других вину за то, что вы чувствуете

Если вы расстроены тем, что кто-то сказал или сделал, эмоциональная реакция вполне естественна. Вы живой человек. Но заявлять о причине ваших чувств бесполезно и контрпродуктивно.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте