Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему люди лгут на работе

Лиз Кислик
Фото: delectus/Getty Images

Руководители рассчитывают, что члены команды будут говорить им правду: вам нужно принимать продуманные решения и быть уверенным, что вы знаете, что происходит. Большинство в ответ на ваше доверие действительно говорят вам правду (иногда немного приукрашивая ее в свою пользу). Но иногда приходится иметь дело с сотрудником, который слишком искажает истинное положение дел или откровенно лжет. Это одна из самых сложных ситуаций, с которыми может столкнуться менеджер, так как он не может точно знать, что происходит в действительности, или говорит себе, что, должно быть, ошибается.

Даже когда у вас есть конкретные доказательства лжи, с этим сложно что-то сделать. В детстве нас учат, что врать нехорошо и нечестно. Вы можете испытывать обиду, что другой человек вам не доверяет, или сердиться, что вами манипулируют и злоупотребляют вашим расположением. После того, как вы справитесь со вполне понятной обидой и злостью, нужно понять, что вы можете сделать, чтобы попытаться исправить ситуацию и не потерять веру во всех членов своей команды и собственную способность руководить ими.

Чтобы выбрать самый эффективный подход, для начала стоит предположить, что у сотрудника было положительное намерение, и постараться понять, почему он предпочел солгать. Поняв, чего пытается добиться работник с помощью лжи, вы сможете решить, как поступить. Ниже приведены три наиболее типичных причины лжи подчиненных, которые я наблюдала за десятки лет работы консультантом, и советы, что делать с ними.

Они боятся кого-нибудь расстроить или спровоцировать конфликт

Некоторые сотрудники боятся, что вы или другие коллеги негативно отреагируют на правду. Они чувствуют личную причастность и боятся, что их слова приведут к отрицательным результатам для них самих или для вас. Они хотят быть уверены, что вы не разочаруетесь в них и не будете им выговаривать. Например, я работала с вице-президентом, который организовывал новое подразделение компании и искажал показатели, так как поставленные командой руководства планы не выполнялись. Он, по его собственному признанию, не хотел никого подводить или «создавать проблемы».

Если работники боятся, что у них будут неприятности, ваша задача — обеспечить психологическую безопасность и поощрять говорить правду. Это не означает отсутствие последствий. Но вам нужно разъяснить: они помогают вам выполнять вашу работу, когда честны с вами, и сильно осложняют вашу задачу и создают для вас риски, когда лгут, поэтому вы предпочитаете услышать реальную правду в том виде, в каком они ее понимают, даже если это не то, на что вы рассчитывали. Вы можете, например, сказать: «Я хочу быть уверен, что могу полагаться на вас и ваши данные». Или: «Мне легче выполнять свою работу, когда я знаю правду, даже если она неприятна».

Работая с вице-президентом над организацией нового подразделения, я направляла его так: «Когда вы пытаетесь скрыть, что реально происходит, я не могу максимально улучшить ситуацию. Я должна верить тому, что вы говорите мне, подумайте и отвечайте уверенно — тогда я пойму, какие у нас есть варианты, и мы сможем работать вместе над поиском решения».

Они не хотят обнаружить свои недоработки

Иногда люди взваливают на себя слишком много и не знают, как выпутаться. Они стараются выглядеть более эффективными, чем есть на самом деле, или замаскировать собственную некомпетентность и отсутствие успеха. Часто они не могут понять, почему не добиваются его и как исправить ситуацию. Недостаточно просто выявить ложь, так как лежащая в ее основе некомпетентность никуда не денется и отрицательные результаты будут говорить сами за себя. Подумайте, могут ли какие-либо структурные изменения снизить для них риск ошибок, чтобы они не оказались в ситуации, которую не смогут контролировать. Это может избавить их от необходимости лгать.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте