Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Перестаньте говорить «ничего страшного»

Джим Детерт
Фото: malerapaso/Getty Images

Коллега подвел вас, пропустив сроки. Начальник сделал неподобающее замечание о вашем внешнем виде. Клиент предъявил неразумные требования к вашей команде.

В каждом из этих случаев вы расстроились или рассердились, и это нормальная реакция на пренебрежение вашими ценностями, но вместо того, чтобы сказать или сделать что-нибудь, вы говорите себе: «Ничего страшного». Когда человек делает то же самое во второй, третий, четвертый раз, вы приходите в замешательство и начинаете злиться.

К сожалению, такой цикл весьма предсказуем, особенно если вы предпочитаете избегать конфликтов. Конечно, лучше считать, что люди действуют из лучших побуждений. Но часто за самоутешением «ничего страшного» (возможно, с продолжением «они не хотели плохого») кроется когнитивное искажение, которое помогает достигнуть краткосрочной цели и воздержаться от сложного разговора или действий, но в будущем грозит еще большими проблемами.

Возьмем, к примеру, Ану (в оригинале использовано имя с одной «н», Ana — прим. ред.). Она видела, что начальник не проявляет к ней уважения, ей казалось, что он игнорирует ее идеи и вклад, но она говорила себе, что он не желает ей зла, а просто слишком занят, чтобы быть в курсе всего происходящего. Однако со временем тенденция стала более очевидной, и Ана начала чувствовать, что начальник лишает ее повышения зарплаты и возможностей для продвижения. Но она по-прежнему молчала. Поведение босса явно стало проблемой, так как Ана все больше злилась и жаловалась на него коллегам. В конце концов, начальник начал замечать подчиненную, но по другой причине: ее отношение стало заметно негативным, и ее результаты объективно ухудшились.

В этом и заключается проблема: если вы не решаете вопрос на ранней стадии, то велики шансы, что вы будете копить отрицательные эмоции и доведете себя до состояния, когда не сможете находиться в одной комнате с человеком, который «провинился» перед вами, и тем более доверять ему или хорошо относиться к нему. Хуже того, вы можете сорваться на него и сказать что-то, что только усугубит ситуацию.

Например, Матео и Маркус вместе работали над внутренними аналитическими отчетами, которые руководство принимало к сведению при принятии решений на высшем уровне в компании. Матео предпочитал делать все заранее, так как считал проявлением вежливости дать коллегам достаточно времени изучить и улучшить его часть работы. В отличие от него, Маркус всегда все сдавал в последнюю минуту, и другие не могли ничего доработать. Матео осторожно намекал Маркусу, что хотел бы видеть результаты его труда раньше, и надеялся, что тот поймет его, но ничего не менялось. В конце концов начальник отчитал их команду за ошибки, которые, как знал Матео, можно было бы легко исправить, если бы у них было достаточно времени. Матео дождался Маркуса в коридоре после встречи и высказал все, что думает о нем, назвав его том числе эгоистичным и непрофессиональным. Маркус в ответ назвал Матео косным и сказал, что тому придется привыкнуть к его стилю работы, потому что он не собирается его менять, развернулся и ушел.

Что можно сделать, чтобы избежать подобных ситуаций?

Если вы говорите себе «ничего страшного», это сигнал к действию

Проверьте себя: вы говорите «ничего страшного», когда что-то вызвало у вас отрицательную эмоциональную реакцию. Согласны? Тогда, наверное, вы признаете и вот это: вместо того чтобы разобраться в ситуации, вы с помощью этой фразы стараетесь уйти от проблемы, с которой связаны негативные чувства. Именно поэтому похожие чувства возникают снова и снова, причем каждый раз все сильнее.

Если вы заметили, что повторяете мантру «ничего страшного», считайте это сигналом для того, чтобы обсудить ситуацию с человеком. Как я подробно рассказываю в своей книге «Choosing Courage», высказаться может быть нелегко, но это единственный способ решить проблему.

Она действительно может быть не очень серьезной, и в этом случае будет достаточно спокойного разговора. Нормальный человек сможет спокойно изменить поведение, если вы в уважительных выражениях обозначите, что вас беспокоит. Люди, не желающие другим зла, допустившие небольшие ошибки, обычно способны выслушать коллег без негативной реакции.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте