Коммуникации

Непрестижное повышение: что делать, если вам предложили не тот пост, на который вы рассчитывали

Ирина Пешкова
Фото: Eduard Militaru / Unsplash

Ситуация: Топ-менеджеру неожиданно предложили занять пост не генерального, а технического директора.

— Делимся на четыре команды по пять-шесть человек. Пора начинать! Вот ваши капитаны!

Организатор корпоративной парусной регаты представил четырех мужчин группе ежившихся от холода людей, недавно вышедших из теплого автобуса. Среди них выделился высокий, грузный человек и бодро зашагал в сторону одного из капитанов. Это был Сергей Павлович, совладелец и гендиректор инвестиционной компании «SиGмаТ», которая после подведения годовых итогов решила провести состязания на яхтах. За ним поспешили трое ближайших замов. Подойдя к капитану, Сергей Павлович оглянулся и, выхватив взглядом одного из мужчин, прокричал ему:

— Николай, и ты давай в нашу команду!

Стояло прохладное сентябрьское утро. Над рекой висела легкая дымка тумана. Сквозь облака пробивались бледные лучи солнца. Сотрудники главного и регионального офисов компании, которые неделю жили на базе отдыха, участвуя в корпоративных конференциях и тренингах, и успели немного сдружиться, быстро разбились на команды. Капитаны провели короткий инструктаж и распределили обязанности — и новоявленные матросы заняли места на яхтах.

Исполнительный директор «SиGмаТ» Николай оказался на носу судна рядом с Сергеем Павловичем.

— Ну что, как ощущения, а? Сделаем их всех?

Сергей Павлович пристально оглядывал яхты соперников.

Николай улыбнулся и кивнул:

— Сделаем!

Предвкушение начинающейся гонки смешивалось с ощущением, что сегодня должно произойти что-то важное.

Полуторачасовая регата состояла их трех заплывов. По итогам должны были определить самую быструю команду и вручить ей корпоративный кубок. Николай и другие замы с азартом выполняли поручения капитана: на маленькой яхте особенно чувствовалось, насколько слаженно привыкли действовать члены команды. 70-летний Сергей Павлович некоторое время с восторгом наблюдал, как судно, скача по волнам, вырывается вперед, но вскоре устал и спустился в каюту отдохнуть и выпить чаю. После завершения регаты (выиграла команда гендиректора) все собрались для общего фото и вручения почетного кубка. Финальным аккордом должен был стать банкет в ресторане морепродуктов, после которого можно было разъезжаться по домам.

Порозовевшие от речного ветра сотрудники потянулись к автобусу, но Сергей Павлович, перемещавшийся на личной машине, подозвал к себе Николая и тихо произнес:

— Садись-ко ко мне, поговорим по дороге.

ОБУХОМ ПО ГОЛОВЕ

Николай уже несколько лет курировал одно из крупнейших подразделений компании по работе с корпоративными заказчиками. Карьера быстро шла в гору: в последний год Сергей Павлович поручал исполнительному директору самые сложные задачи и доверял как себе. Николай знал, что босс собирается вот-вот отойти от дел по состоянию здоровья: его мучал сахарный диабет, обострившийся после недавно перенесенного коронавируса. Вместе они нередко обсуждали стратегию развития «SиGмаТ». В частности, Николай убедил гендиректора вложиться в новый проект, связанный с внедрением искусственного интеллекта. Организация ставила перед собой амбициозную цель: в несколько раз увеличить долю занимаемого рынка, но без прорывных технологий о том, чтобы обойти конкурентов, не могло быть и речи.

Гендиректор нередко намекал Николаю, что относится к нему как к преемнику, и тот ждал назначения буквально со дня на день. Сейчас, в машине, он вдруг подумал, что босс предложит ему повышение. Каково же было его удивление, когда речь зашла совсем о другом.

Сергей Павлович, удобно устроившись в водительском кресле (он обожал управлять машиной и на отдыхе, когда предоставлялась возможность, садился за руль, чем повергал в ужас водителя и начальника службы безопасности), завел мотор и стал задом выезжать с парковки. Николай знал, что в такие моменты нельзя говорить под руку, и ждал, когда начальник начнет разговор. Когда машина выехала на шоссе, босс взглянул на Николая и сказал:

— Я с тобой вот о чем думал поговорить. Мы, как ты знаешь, наконец запускаем проект, который давно обсуждали, и планируем выделить там ИТ-подразделение. Так вот я хочу, чтобы ты возглавил его в должности главного технического директора компании. ИТ-директор будет в твоем прямом подчинении.

Николаю показалось, что его окатили холодной водой. Он не верил своим ушам и озадаченно молчал. Главный технический директор? Это совсем не то, о чем он мечтал последние годы.

Тем временем Сергей Павлович продолжал:

— Ставки слишком высоки, и нам нужны твой опыт и твое стратегическое видение. Ты сам понимаешь, что этот проект крайне важен для компании и что он поможет нам выделиться на фоне конкурентов. Да что там выделиться — пойти вперед семимильными шагами.

В глубине души Николай знал, что его руководитель в чем-то прав. Наверное, логично предложить возглавить проект тому, кто радел за него больше всех. Но, с другой стороны, он не предполагал, что Сергей Павлович захочет сделать его техническим директором. Николай думал, что, скорее всего, эту должность предложат нынешнему директору по ИТ или какому-нибудь внешнему специалисту. Он уже видел себя в роли СЕО и даже дома с семьей говорил о грядущем назначении как о чем-то само собой разумеющемся.

Гендиректор сделал паузу, и Николай, собравшись с мыслями, попробовал возразить.

— Сергей Павлович, но мы же говорили о должности гендиректора. Я, честно говоря, был нацелен именно на нее. Почему вдруг технический директор?

Сергей Павлович нахмурился. Николай знал, что это первый признак раздражения. Глава компании был человеком прямым и безапелляционным и не любил ничего повторять дважды.

— Дорогой мой, я не хочу, чтобы ты воспринимал мое предложение как понижение. Наоборот, от того, насколько успешно мы развернем сейчас этот проект, зависит наше развитие. Твоя должность будет ключевой. Не скрою, что думал о разных кандидатах. Новый технический директор станет отвечать за внедрение ИИ-решений, но при этом он должен обладать значительным опытом управления и работы с клиентами и быть настоящим лидером. Это все про тебя. С ролью СЕО, думаю, прекрасно справится Юлия — она молодая, энергичная, у нее замечательные презентационные навыки, она хорошо выстраивает стратегию, но у нее нет такой глубины, как у тебя. Твой прежний опыт СТО в нескольких крупных компаниях на знаковых проектах бесценен. Я тебе бесконечно доверяю.

Сказав это, Сергей Павлович пристально взглянул на Николая:

— По-отцовски тебя прошу, отбрось амбиции, подумай о компании. У нас отличная команда, я еще раз посмотрел сегодня, как интуитивно точно вы друг друга понимаете. В ближайшие годы ИИ станет ключевым фактором успеха любой серьезной организации. Нам надо успеть занять свое место.

Машина подъехала к ресторану, и Николай, выходя, пообещал не принимать необдуманных решений и тщательно все взвесить.

РАЗГОВОР С ДРУГОМ

Следующий день был выходным, и Николай отправился с семьей на дачу. Год выдался яблочным, и родители просили его о помощи — собрать и перевезти в город ароматные плоды. Но физический труд не принес облегчения: Николай никак не мог собраться с мыслями. Вечером он решил заехать в гости к давнему приятелю Илье — гендиректору лизинговой компании, дача которого располагалась неподалеку.

Зайдя на участок друга, Николай сел на лавочку и стал наблюдать, как тот разводит огонь. Илья планировал опробовать новое устройство для гриля и барбекю, которое сам спроектировал и вырезал из старой бочки. Николай часто подтрунивал над ним, говоря, что все можно купить в магазине, но Илья не обижался: у него как у рачительного человека с детства была страсть давать вторую жизнь старым предметам. Сегодня Николаю не шутилось, и Илья, заметив это, встревоженно спросил:

— Ты чего такой мрачный? Случилось что?

— Да как сказать, сам не пойму.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте