Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Противоядие от хамства

Кристин Порат

Когда мне было 22, я устроилась на работу мечты. По крайней мере, мне так казалось. Я переехала с холодного Среднего Запада в солнечную Флориду с компанией однокашников-спортсменов, чтобы помочь мировому бренду открыть спортивную академию. Но не прошло и двух лет, как я и большая часть моих друзей оттуда сбежали. Мы не смогли работать в атмосфере, допускавшей унижение, грубость и хамство.

Все это шло от деспотичного руководителя и распространялось вниз по иерархии. Сотрудники в лучшем случае замыкались в себе, в худшем — саботировали работу или вымещали зло на близких. Многие из нас были психологически истощены. Этот эпизод моей жизни был настолько важным, что я решила изучать проявления грубости на рабочем месте, их пагубные последствия и средства борьбы с ними.

Мои исследования показали, что почти все мы так или иначе сталкиваемся с чем-то подобным. За последние 20 лет я опросила тысячи человек и выяснила, что 98% из них испытывали дурное обхождение на себе и 99% были его свидетелями. В 2011 году половина опрошенных заявила, что их унижают минимум раз в неделю — в 1998 году на это жаловалась лишь четверть респондентов. Проявления хамства могут быть разными: оскорбления, намеренная грубость или игнорирование вашего мнения и погружение в телефон во время разговора. Мы с коллегами из спортивной академии видели, что такая атмосфера вредит и мешает работать всем. А в ходе экспериментов я убедилась, что люди, просто наблюдавшие ­некорректное ­поведение, гораздо хуже усваивают новую информацию. И у свидетеля, и у жертвы грубости страдают крат­косрочная память и когнитивные способности. Есть данные о том, что хамское обращение вредит иммунной системе, провоцирует напряженность в семье и влечет другие негативные последствия.

К сожалению, противостоять хамству не всегда в наших силах. Исследования показывают, что реакция на угрозы, унижения, потери или поражение (то, что обычно ассоциируется с грубостью) во многом определяется генетически. Возможно, именно поэтому наиболее эффективный способ защитить своих сотрудников — выстроить культуру, отторгающую хамство. Как советует Роберт Саттон в одноименном бестселлере — «не работайте с м*даками». Но далеко не всем организациям удается проводить в жизнь эту политику. Что же делать подвергшемуся унижению? Я обнаружила ряд приемов, которые может использовать каждый, чтобы защититься от грубости и снизить ее влияние на свою работу и жизнь. Жаль, что я не владела ими, когда мне было 22...

Стандартная реакция действует редко

Многие пытаются противостоять хамству открыто — отвечают тем же или спорят с обидчиком. Еще одна распространенная тактика — избегать общения с грубияном. Иногда это срабатывает, но часто неприменимо. Оградить себя от общения с невоспитанным человеком непросто, если надо взаимодействовать с ним по работе. Конфронтация же может усугубить ситуацию. Мои опросы показали, что менее 15% выбравших такую тактику были потом довольны собой и тем, как все закончилось. Я также выяснила, что люди не получали морального удовлетворения от стычки и чувствовали себя не лучше тех, кто промолчал. Обращение к руководству также редко срабатывает: всего 15% респондентов удовлетворило, как работодатель разобрался с проблемой. Впрочем, начальники редко получают возможность вмешаться: более половины участников опроса утверждают, что не жалуются начальству на хамство коллег — в основном из-за страха или чувства беспомощности.

Комплексный подход

Современная медицина все ­больше внимания уделяет не борьбе с ­болезнями, а охране здоровья. К этому движется и организационная психология. Исследования выявили, что самое эффективное средство борьбы с хамством в коллективе — не попытки исправить плохие паттерны, а улучшение морального климата в целом. Это не значит, что не надо сообщать в службу персонала о случаях травли и оскорбления или пытаться самим воздействовать на нарушения этики. Но главное все-таки — выработать не­уязвимость (или хотя бы снизить чувствительность) к агрессии. Для этого полезно изучить феномен «личностного процветания», — ощущения своей силы и способности противостоять невзгодам.

Мои исследования показывают, что довольные собой люди более сосредоточены, здоровее и устойчивее к раздражителям. Опросив сотрудников шести организаций разных отраслей, я заметила, что у людей с высокой способностью к «процветанию» уровень профессионального выгорания в два с лишним раза ниже, чем в среднем по компании. Они более уверены в себе и в своей способности контролировать ситуацию; после неприятных инцидентов их производительность страдала на 34% меньше, чем у других. «Процветая», вы менее склонны принимать рабочие неприятности близко к сердцу. Вас меньше раскачивают чужие эмоциональные бури, и вы более сосредоточены на своих целях. Однако среди опрошенных мною после столкновения с грубостью лишь половина сознательно стала работать над собой. Так как же помочь себе

Я предлагаю заходить с двух сторон: «расти» и когнитивно, то есть постоянно учась чему-то, и аффективно, то есть ощущая себя здоровым, чувствуя радость и интерес к жизни. Эти два импульса усиливают друг друга: если вы полны энергии, вам легче учиться, и наоборот — стремление к росту стимулирует жизненные силы.

Когнитивное расширение

Если вам приходилось иметь дело с хамом, вы наверняка знаете, как трудно потом бывает успокоиться. Возможно, чувство пережитой несправедливости — самое сложное для преодоления. Нейробиологи доказали, что воспоминания, связанные с сильными эмоциями, сильнее всех, чаще возвращаются и мешают двигаться вперед. Это чревато усилением чувства беспомощности, снижением самооценки. Я предлагаю людям в таких случаях сосредоточиться на когнитивном росте. В каждый момент времени вы способны думать лишь об ограниченном количестве предметов, так что постарайтесь загрузить свой мозг построением новых нейронных связей и новых воспоминаний.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте