Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Управление социальными сетями компаний

Клейнбаум Адам , Ташман Майкл

Крупные организации успешно реализуют инновации в рамках отдельных структур, но объединять творческий потенциал разных отделов так, чтобы развивать новые направления бизнеса, они не умеют. Джессика Коэн, аналитик Merrill Lynch, однажды задалась ­вопросом: как могло случиться, что Time Warner, владеющая одновременно компаниями Warner Music и AOL, не придумала что-нибудь вроде iTunes? На наш взгляд, все дело в структуре корпораций: подразделения существуют потому, что так проще реализовывать стратегию. Однако высочайшая эффективность внутренних процессов достигается дорогой ценой — слабым взаимодействием подразделений, и это закрывает перед компаниями многие инновационные возможности, даже если их и удается выявить. На наш взгляд, чтобы решить проб­лему, незачем проводить реорганизацию — нужно лишь наладить неформальный обмен информацией по всей компании. Эффективно находить и воплощать инновации помогут корпоративные социальные сети.

Конечно, социальные сети в организациях могут возникать и развиваться естественным путем, и нередко они действительно способствуют творчес­кому общению и обмену идеями. Однако, изучив накопившуюся за по­следние 30 лет литературу по корпоративным сетям и исследовав работу крупной ИТ-компании, мы пришли к выводу, что бесконтрольные нефор­мальные сети, как правило, чаще мешают, чем помогают внедрять инновации. Факторы, которые способ­ствуют выявлению потенциальных инноваций, могут затруднять процесс их реализации, и наоборот. ­Поэтому руководителям не стоит ждать, что, благодаря только расширению и упрочению неформальных сетей, объединяющих разные подразделения, компания будет снимать богатый урожай новаторских решений. Этими сетями необходимо управлять, чтобы инновационные идеи рождались на всех уровнях организации.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте