Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если ваши коллеги слишком много говорят

Мелоди Уилдинг

Шарлотта пришла на нашу коучинг-сессию измученная и расстроенная. «Я этого больше не вынесу», — фыркнула она, взмахнув руками. Шарлотта рассказала, что у нее была встреча с болтливым коллегой из команды анализа и обработки данных. В принципе ей нравилось работать с этим человеком, но она расстраивалась, что их планерки регулярно длились на 20—30 минут дольше намеченного времени, из-за чего она опаздывала на другие встречи. Коллега Шарлотты бесконечно говорил об одном и том же, не давая никому вставить слово.

Возможно, ситуация Шарлотты вам знакома: в какой-то момент нашей карьеры нам всем встречается разговорчивый коллега. Этот человек может забрасывать вас сообщениями в течение дня, без предупреждения возникать у вашего стола, чтобы рассказать о прошедших выходных, или звонить со словами, что он на 10 минут (которые превращаются в час).

Как коучу Шарлотты мне было ясно, что ей нужно установить границы с коллегой из отдела анализа и обработки данных, но когда я упомянула об этом, Шарлотта заволновалась: «Я знаю, что он тратит мое время, и меня это раздражает. Но я не хочу быть грубой или вредной, перебивая его. Мне с ним еще работать, и я не хочу, чтобы он плохо ко мне относился». Сопротивление Шарлотты не удивило меня: такая реакция часто встречается среди профессионалов и руководителей, которых я консультирую. Эти люди отличаются стремлением к высоким достижениям и высокой чувствительностью (я называю их «чувствительными борцами»), хорошо понимают изменение эмоций и потребности других людей. Благодаря этим качествам чувствительные борцы могут стать хорошими лидерами, однако также могут начать всем угождать и избегать конфликтов.

Если вы боитесь, что слишком разговорчивые люди в вашем окружении обидятся, когда вы попытаетесь установить границы, или это еще каким-то образом навредит вашим отношениям, подумайте, чего вам будет стоить продолжать терпеть это поведение. Возможно, вы думаете, что проявляете великодушие и понимание, бесконечно выслушивая их, но в действительности вы просто усугубляете свое недовольство, а это токсично для вашего эмоционального состояния и продуктивности. Люди слишком много говорят по разным причинам (эго, тревожность, неорганизованность и т. д.), однако вы несете ответственность за себя и остальных членов команды и должны установить границы дипломатично и с сочувствием, что позволит вам выполнять свою работу. Вот несколько способов.

Опередите их запрос

Выделите время, чтобы подумать о словоохотливых коллегах, с которыми вы регулярно работаете. Заранее выявив этих людей, вы сможете лучше подготовиться к взаимодействию с ними. В начале встречи или разговора четко установите границы. Сообщите, сколько времени у вас есть на разговор. Можно сказать: «Прямо сейчас у меня есть всего 10 минут». Или: «В начале часа мне нужно идти». Вам совершенно необязательно объяснять, почему вы вынуждены будете уйти. Если вам нужно отдохнуть, сделать перерыв или заняться своими делами, это достаточное оправдание. Важно следовать установленным границам и заканчивать разговор в то время, которое вы обозначили. Если вы этого не сделаете, то покажете человеку, что не уважать ваши просьбы или не воспринимать их всерьез — нормально.

Подводите к завершению

Предположим, вы сказали коллеге, что в начале следующего часа у вас еще одна встреча. По истечении 45 минут вашей беседы подайте ясный сигнал и начните подводить итоги. Например, можно сказать: «У меня осталось 15 минут. В оставшееся время давайте обсудим следующие шаги. Насколько я поняла, вы сделаете Х, а я сделаю Y». Вы также можете воспользоваться приемом из коучинга, задав вопрос вроде «Наше время подходит к концу. В завершение скажите, что вам запомнилось из сегодняшней встречи?»

Об авторе

Мелоди Уилдинг (Melody Wilding) — лицензированный социальный работник, консультант руководителей высшего звена и автор книги «Trust Yourself: Stop Overthinking and Channel Your Emotions for Success at Work».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте