Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как правильно уходить, если вы лидер

Бренда Стейнберг , Майкл Уоткинс , Питер Фенна
Фото: Michael Jasmund / Unsplash

Если вы руководитель и только что приняли предложение о новой работе, вам, наверное, много о чем нужно подумать. Вполне нормально, что вас заботит вопрос, как быстро освоиться в новой роли, особенно если вы покидаете должность, которую занимали какое-то время, и мысли о переменах не дают вам покоя. Возможно, вам приходится думать о логистике переезда или о том, как новая работа повлияет на жизнь вашей семьи.

Понятно, что вы смотрите в будущее, но важно не упускать из виду и настоящее. Ваш уход оказывает большое влияние на коллектив и организацию. От того, как вы пройдете этот этап, зависит, как вас запомнят другие сотрудники компании, и это может пойти на пользу или во вред вашей репутации.

Рассмотрим два примера.

Дэвида*, одного из руководителей финансового отдела крупной фирмы по производству потребительских товаров, недавно попросили дать рекомендацию бывшему коллеге, ищущему новую работу. Коллега был отличным специалистом, но перед увольнением сообщил о своем решении в очень короткие сроки и оставил после себя беспорядок. Помня об этом, Дэвид в итоге не решился рекомендовать его и отказался. Он не хотел рисковать собственной репутацией.

Анна*, технический директор компании, предоставляющей профессиональные услуги, до последнего дня работала сверхурочно, пытаясь самостоятельно завершить важный проект. Из-за этого она не смогла уделить достаточно времени преемнику и не поставила значимую точку во взаимодействии с командой. В результате проект, в который она вложила всю душу и который, как она думала, останется важным результатом ее работы, был закрыт. Только постфактум Анна осознала, что не подготовила все необходимое для его продолжения: она была так сосредоточена на выполнении своих задач, что забыла о других членах коллектива.

Не позволяйте себе попадать в подобные ловушки. Чтобы не рисковать своим наследием и репутацией, важно ответственно подойти к своему увольнению. Основываясь на нашем более чем 20-летнем опыте коучинга руководителей на переходных этапах в карьере, мы рекомендуем предпринять следующие шаги после уведомления о том, что вы покидаете должность.

1. Определите приоритеты

Реально оцените, что вы успеете сделать до своего последнего дня на рабочем месте. Сосредоточьтесь на проблемах, которые только вы как действительно единственный человек, обладающий знаниями, опытом и связями, можете решить. Вот какие вопросы стоит себе задать, чтобы определить свои приоритеты на этапе увольнения:

    • Каковы самые важные задачи, над которыми я работаю, и кого нужно к ним привлечь?

    • Какие прошлые сведения, техническая или административная информация могут быть утеряны, когда я уйду, и как подготовить других, чтобы закрыть этот пробел?

    • Что еще мне нужно успеть, чтобы можно было не сомневаться в результатах своей работы в этой организации?

    • Какие проекты и битвы мне придется оставить незавершенными, даже если это и расстраивает?

2. Обозначьте личные границы

После того как вы проясните свои приоритеты на этапе увольнения, важно установить личные границы, чтобы не отвлекаться и не втягиваться в новые кризисы. Обсудите с руководителем, командой, непосредственными подчиненными и заинтересованными сторонами, что для вас самое важное. С вашим уходом что-то изменится и для ваших бывших коллег, и в команде подчиненных, поскольку им придется как-то заполнить создавшийся вакуум в распределении полномочий. Важно при увольнении прояснить роль каждого сотрудника, а также то, как они связаны с другими заинтересованными сторонами и клиентами. От вас требуется внимательно переадресовывать нужным людям запросы, касающиеся вашего участия в решении различных проблем, важно обязательно вовлекать других в процесс и с каждым днем ​​все меньше самому заниматься операционными задачами.

После объявления об уходе следует быть готовым к тому, что вы не будете участвовать в принятии решений на будущее. Кроме того, вы также неизбежно потеряете часть влияния. Теперь другие должны принимать верные решения, и вам придется на них полагаться.

3. Создайте подробный переходный план для руководителя

Ваш руководитель должен понимать, что потребует внимания после вашего ухода. Также может быть полезно предоставить: 1) информацию о будущем руководстве и структуре отдела; 2) о возможных сложностях в бизнесе и 3) рекомендации по наилучшему процессу передачи обязанностей преемнику и другому ключевому персоналу. Обобщите все это в рабочем документе и отправьте его начальнику. Ваш план также будет зависеть от готовности топ-менеджера и команды взять на себя часть ваших обязательств, вне зависимости от того, заменят ли вас, разделят ваши обязанности между другими или вовсе упразднят должность.

4. Подготовьте коллег

Уделите время тому, чтобы подготовить команду к следующему этапу взаимодействия с новым руководителем. Если вы будете работать, как привыкли, то членам коллектива будет сложно адаптироваться к переходу. Стремитесь укреплять доверие между сотрудниками, записывайте и делитесь тем, чего вы достигли вместе. Поговорите с ними о планах на будущее. Попросите также определить, кто имеет решающее значение для их успеха и что вы можете сделать, чтобы укрепить отношения между заинтересованными сторонами, прежде чем уйти.

Имейте в виду, что попрощаться с командой может быть труднее, чем кажется. Безусловно, приятно, когда люди приходят за советом, прислушиваются к вашему мнению или задаются вопросом, что же они будут делать, когда вы уйдете. Однако все это может создать зависимость как раз в то время, когда членам коллектива необходимо стать более самостоятельными.

Творчески подходите к планированию подведения итогов. Например, один руководитель фармацевтической компании предложил команде нарисовать временную шкалу и отметить, когда сотрудники присоединились к подразделению, а также отобразить совместные взлеты и падения. Коллеги провели вместе около трех часов, анализируя приобретенный опыт и знания.

5. Подготовьте преемника к успешной работе

Об авторах

Бренда Стейнберг (Brenda Steinberg) — бизнес-тренер и консультант по лидерству с более чем 20-летним опытом работы с руководителями высшего звена. Регулярно участвует в программах обучения руководителей бизнес-школы IMD и работает консультантом в Genesis Advisers.

Майкл Уоткинс (Michael D. Watkins) — соучредитель Genesis Advisers, профессор бизнес-школы IMD и автор книг «The First 90 Days» и «Master Your Next Move» (Harvard Business Review Press).

Питер Фенна (Peter Fennah) — сертифицированный психолог, специалист в области психологии труда и консультант по лидерству в Genesis Advisors с 20-летним опытом работы с руководителями высшего звена на переходных этапах карьеры. Регулярно преподает в рамках программы The First 90 Days в бизнес-школе IMD.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте