Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Если друг — и не друг, и не враг, а… ваш босс!

Билл Джентри

Парень зашел в бар.

Бармен обратил внимание на его печальный вид и спросил, все ли в порядке:

— Я только что потерял друга, — сказал парень.

— Как же это произошло?

— Я стал его начальником.

Всем нам просто необходимо дружеское плечо на работе. Нуждаетесь в совете по проекту? Хотите отметить привлечение нового клиента или закрытие какой-то важной стадии проекта? Не можете сдержаться, чтобы не посетовать, сколь требователен, вездесущ, несправедлив, безучастен, бездушен или попросту глуп ваш начальник? Для этого ведь и нужны друзья.

У таких отношений есть неоспоримые преимущества. Исследования Gallup доказали, что люди, лучшие друзья которых по совместительству являются их же коллегами, больше увлечены своей деятельностью, а их начальники демонстрируют более высокие показатели прибыльности и популярности среди клиентов, чем те организации, в которых близкие дружеские отношения между сотрудниками менее распространены. Психолог Абрахам Маслоу еще 60 лет назад утверждал, что чувство общности является одной из самых важных человеческих потребностей, сразу после желания утолить голод, жажду и стремления к безопасности. Думаю, можно утверждать, что друзья на работе необходимы нам столь же сильно, как и друзья за ее пределами, в личной жизни.

Если вас только что назначили на первую в вашей жизни руководящую должность, вы начинаете понимать, что иметь близких друзей на работе — задача не из легких. Прежде вы с вашими приятелями жаловались друг другу на начальника за его или ее спиной. Теперь он или она — это вы, и это уже они жалуются на вас за вашей спиной. Коллеги-друзья могут ожидать от вас проявления к ним особого расположения, в то время как другие сотрудники будут беспокоиться из-за фаворитизма. Когда профессор Колледжа Дэвидсон Скотт Тонидандел, его бывшая студентка Пейдж Логан и я занимались изучением проблем, с которыми столкнулись почти 300 новоиспеченных руководителей, мы обнаружили, что переход из категории «лучший друг навеки» в категорию «начальник» (мы назвали это «адаптацией к отношениям “руководитель/подчиненный”») стал одним из сложнейших барьеров, о котором заявили почти 60% опрошенных. Как отметил один из участников, занимающий свой первый руководящий пост:

Читайте материал по теме: Три ошибки при установлении деловых контактов

«Для меня действительно трудно перестроиться таким образом, чтобы управлять людьми, с которыми я прежде выполнял одну и ту же работу. Порой я чувствую, что люди не воспринимают мои задания и проекты всерьез, поскольку считают, что они могут использовать мое дружеское расположение в своих интересах. Сейчас у меня сложный период, когда я стараюсь провести черту между личными делами и работой, ведь мы уже не на одном и том же уровне».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте