Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Говорит и наказывает: как не стать жертвой сплетничающего босса
Джозеф ГренниЧто делать, если ваш руководитель любит за глаза говорить о людях плохо? Представим гипотетическую ситуацию: Карен терпеть не может, что ее босс Том часто говорит ей плохое о ее коллегах в их отсутствие. Она несколько раз аккуратно высказывает Тому неудобство, которое она испытывает по этому поводу – после чего он извиняется, а затем продолжает в том же духе. Два месяца назад один из ее коллег сказал ей, что Том за глаза критиковал ее аналитические навыки. Она была шокирована. Где-то в глубине души она надеялась, что сплетни Тома о ее товарищах означали, что она удостоена эксклюзивного доверия. Но с этого момента она почувствовала настоящую обиду и недоверие к руководителю. Завтра ей предстоит регулярная встреча по оценке эффективности работы, и она никак не может решить, поднимать ли вопрос о его поведении.
Карен совершенно справедливо испытывает чувства недоверия и обиды. Но, по правде говоря, она должна чувствовать все это и по отношению к самой себе – не меньше, чем по отношению к своему менеджеру.
Сплетни бросают такую же тень на слушающего, как и на говорящего. В конце концов, если нет спроса, нет и предложения. Мы стимулируем рынок сплетен, поскольку гонимся за четырьмя иллюзорными преимуществами.
- Статус. Доступ к сплетням сообщает нам некий социальный статус – мы чувствуем себя частью привилегированной группы «знающих» людей.
- Близость. Сплетни создают иллюзию близости между говорящим и слушающим. Общая тайна, сговор – все это ощущается как некая связь.
- Доверие. Передача неподобающей информации всегда сопровождается явной или подразумеваемой просьбой о конфиденциальности. Невысказанное требование коллеги Карен состояло в том, чтобы она не передавала боссу, что он сообщил ей эту информацию. Это создает фальшивое чувство доверия между участниками.
- Обладание истиной. Поскольку нам хочется получить статус и доверие, которые несут сплетни, мы с большой готовностью верим им. Нас так и тянет им поверить.
Однако чаще всего все эти чувства – статуса, близости, доверия и обладания истиной – фальшивые.
К примеру, хотя Карен и думает, что Том выделяет ее среди всех остальных, на самом деле он не ставит ее в особое положение, а просто показывает свой характер. Он демонстрирует свое лицемерие по отношению к тем, кого поливает грязью, что должно свидетельствовать Карен о том, что он точно так же поступит и по отношению к ней самой, как только у него возникнет такое желание.
Чувство близости, которое она испытывает, когда Том высказывает ей по секрету свою озабоченность, тоже поддельное. Связь, основанная на сговоре, эфемерна. Интересно также чувство доверия между Карен и ее коллегой: чтобы сохранять доверительные отношения с ним, ей нужно быть неискренней со своим руководителем (притворяться, что она не знает того, что она знает). Когда доверие одного человека покупается ценой предательства другого, это должно вызывать подозрения.
И наконец, сплетни по определению известны тем, что не могут быть адекватным источником информации. Самые точные суждения о мотивах, компетентности или действиях других людей рождаются в результате широкого и открытого рассмотрения. Диалог – лучший способ установить общественную истину, а сплетни препятствуют подобному тщательному рассмотрению. В процессе, где никто ни за что не отвечает, нет необходимой чистоты и целостности.
Если Карен хочет восстановить чистоту и целостность в своих отношениях с Томом, она должна задуматься о следующих шагах.