Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Запрещенный прием: что делать, если подчиненный обращается к вашему начальнику, а не к вам

Эми Галло

Согласитесь, бывает очень обидно, когда сотрудник, минуя вас, направляется прямиком к вашему начальнику. Получается, что он не просто исключает вас из разговора, но и потенциально может выставить вас в дурном свете. В самом деле, как быть, когда кто-то пытается решить вопрос без вашего участия? Как в таком случае с ним разговаривать и что нужно делать, чтобы подобные поступки не испортили о вас мнение вашего босса?

Что думают эксперты

«Существуют как практические, так и психологические причины решения вашего сотрудника пойти к руководителю в обход вас», — рассказывает Адам Галински, профессор Школы бизнеса Колумбийского университета и соавтор книги «Friend and Foe: When to Cooperate, When to Compete, and How to Succeed at Both». С практической точки зрения, вероятно, он желает добиться ответа или результата, которые отличаются от предложенных вами. Что же касается психологии этого поступка, то вполне возможно, что он стремится показать свое превосходство над вами — в авторитете и влиянии. Впрочем, нельзя исключать, что он старается избежать конфликта и просто боится обсуждать проблему напрямую с вами. Скорее всего, вас так и подмывает подойти к нему и начать его стыдить и отчитывать на чем свет стоит. «Нужно быть святым, чтобы не злиться и не нервничать, когда случается нечто подобное», — говорит Кэролайн Уэбб, автор книги «How to Have a Good Day: Harness the Power of Behavioral Science to Transform Your Working Life». Однако, как и в любом конфликте, даже если вы чувствуете, что к вам проявили неуважение, лучше всего использовать более взвешенный подход. И вот как это сделать.

Не спешите с выводами

Уэбб предлагает начать с рассмотрения того, что вам известно. Вам может показаться, что сотрудник просто хотел вам навредить, хотя на самом деле вы просто не полностью владеете ситуацией. Уделяйте внимание исключительно фактам и избегайте скороспелых суждений. Например, вместо того, чтобы исступленно себе повторять «Он наплевал на мой авторитет», рассуждайте так: «Он обсудил с боссом то, над чем в настоящий момент работает». Затем спросите себя: можно ли как-то еще объяснить случившееся? «Проработайте три или четыре разных сценария. Это даст возможность взглянуть на вещи под другим углом и поможет вам избавиться от первоначального впечатления, что ваш сотрудник повел себя подло и злонамеренно», — советует Уэбб. «Вполне вероятно, что это просто недопонимание», — замечает Галински. Он вспоминает, как однажды пошел побеседовать с деканом в обход заведующего кафедрой, не осознавая, что так делать не принято. «Мне как-то и в голову не пришло, что после нашего разговора декан пойдет к моему начальнику», — признается он.

Узнайте больше

«Если вы не знаете всех фактов — например, вам стало известно о случившемся из третьих рук, — постарайтесь выяснить, что же на самом деле произошло», — говорит Уэбб. Можно сходить к начальнику и нейтральным тоном, как бы между делом, поинтересоваться: «Говорят, вы с Карлосом обсуждали его новую идею». Только следите за собой, вы должны быть спокойны и не срываться на обвинения — в противном случае босс заподозрит, что вы планируете начать междоусобную войну.

Обратитесь напрямую

Предложите подчиненному поговорить наедине. «Приступая к разговору, старайтесь быть по возможности открытым, — советует Уэбб. — Отбросьте воинственные намерения поквитаться с обидчиком. Лучше подумайте о том, что куда важнее сохранить между вами рабочие отношения». Сосредоточьтесь на главном — восстановлении доверия и защите собственного авторитета. И готовьтесь внимательно выслушать все, что он расскажет об этой ситуации и причинах своего поведения.

Выскажите свою позицию

Для начала сообщите то, что вам известно. Говорите прямо и откровенно. Объясните сотруднику, почему вы разочарованы его поступком, однако старайтесь избегать резких слов — таких, как «разозлен» и «предан». Даже если они точно передают ваши ощущения, в ответ ваш собеседник просто займет оборонительную позицию. Начните в таком духе: «Слышал, что ты ходил к Роджеру и говорил с ним о своей новой идее, когда мы с тобой уже все обсудили. Знаешь, я огорчен, что нам, похоже, не удается наладить нормальный диалог». Затем попросите его высказаться и внимательно выслушайте.

Найдите решение сообща

Итак, обменявшись мнениями о возникшей ситуации, начинайте искать совместное решение. «Первым делом попросите сотрудника поделиться своими предложениями, а затем, отталкиваясь от них, продолжайте дальнейшее обсуждение. Исследования показывают, что люди гораздо сильнее поддерживают те идеи, которые формировались при их непосредственном участии», — говорит Уэбб. Поэтому вместо указаний в стиле «Сейчас я расскажу, как мы должны действовать» задавайте вопросы такого рода: «Как, по-твоему, нам лучше всего поступить, учитывая ситуацию, в которой мы оказались?» Например, можно вместе сходить к начальнику и сказать ему, что вы все обсудили и пришли к согласию или что вы можете пересмотреть свою точку зрения по поводу идеи вашего сотрудника, если она, по его мнению, была вами незаслуженно отвергнута. Кроме того, Уэбб рекомендует подумать над тем, что вам стоит исправить в своем поведении. Почему ваш сотрудник решил действовать через вашу голову? Быть может, он считал, что вы несправедливы по отношению к его инициативам или же ваши решения недостаточно прозрачны? Если это действительно так, то вам нужно изменить свои методы работы.

Приведите в порядок каналы коммуникации

Также вам следует обсудить, как в дальнейшем вы будете справляться с подобным положением дел. В идеале вы должны договориться, что в таких случаях ваш сотрудник всегда будет обращаться к вам напрямую. «Однако, если его это все равно не устраивает, дайте ему понять, что попытки решать вопросы, минуя вас, не только вредны для дела, но и неэффективны», — говорит Галински. Объясните, что вы с боссом находитесь в постоянном контакте, поэтому узнаете сразу же о любых обращениях со стороны подчиненных. Вы можете сказать: «Мы с Роджером регулярно встречаемся для обсуждения приоритетных задач группы, и он обычно сообщает мне, когда к нему подходят с просьбами сотрудники из других команд». Впрочем, ваши слова не должны прозвучать как угроза, вы просто напоминаете об уместных в таких случаях каналах коммуникации.

Восстановите хорошие отношения с начальником

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте