Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Удар в спину: что делать, если вас критикуют свои

Кара Алаймо

Не так давно три знаменитости, рекламирующие спортивный бренд Under Armour (баскетболист Стефен Карри, балерина Мисти Коупленд и актер и рестлер Дуэйн Джонсон по прозвищу Скала), публично подвергли критике гендиректора компании Кевина Планка за положительный отзыв о президенте Трампе. Это стало неожиданным вызовом для пресс-службы Under Armour. Обычно топ-менеджмент больше беспокоит, как бы звездные партнеры не повели себя таким образом, который бы бросил тень на репутацию компании, например, не сделали бы чего-нибудь противозаконного. И уж точно никто не ожидает, что получит выговор от тех самых людей, которым платит за публичную поддержку своей продукции.

В сегодняшнем до предела поляризованном обществе компании также сталкиваются с враждебной реакцией со стороны своих сотрудников. Например, здесь вы можете прочесть, как один из программистов Oracle опубликовал в интернете письмо, в котором объяснил, что уволился с работы, поскольку одна из руководителей компании Сафра Кац присоединилась к команде Трампа. А после того, как глава IBM Джинни Рометти поздравила Трампа с победой на выборах, ее сотрудники опубликовали петицию с просьбой позволить им отказываться участвовать в проектах, которые идут вразрез с гражданскими и конституционными свободами. К обращению уже присоединилось более 2000 человек.

Что же делать руководству компании, когда ее публично осуждают «свои» люди? Вот какие рекомендации для таких ситуаций я даю на тренингах.

Доносите свои ценности упреждающе и часто. Да, в наши дни компаниям трудно оставаться вне политики. Такие ритейлеры, как Bloomingdale’s, Walmart и Overstock.com столкнулись с бойкотом со стороны активистов, выступающих против Трампа, за продажу продукции принадлежащих ему и его семье брендов. В то же время другие магазины, например, Nordstrom и Neiman Marcus, подвергаются бойкоту со стороны сторонников нового президента за отказ от этих брендов. От разных компаний, начиная с Chobani и заканчивая Pepsi, требуют разъяснений после того, как в интернете появились фейковые заявления о позиции руководства в связи с избранием Трампа. Другим компаниям пришлось давать ответ, когда сам президент написал о них в своем аккаунте в Twitter.

Сотрудники и люди, которые вас рекламируют, должны знать вашу позицию до того, как вы выскажете ее публично. В наше время компании обязаны как никогда активно доносить свои ценности и гражданскую позицию по противоречивым вопросам. Чтобы сюрпризов по поводу мнений высшего руководства не возникало, лучше всего это сделать во время приема на работу или подписания рекламного контракта. Еще важнее попытаться сделать так, чтобы львиная доля вашего персонала и рекламных звезд была на вашей стороне, а не наоборот. «Большинство верит обычным сотрудникам, а не топ-менеджеру компании, –  говорит Лесли Гейнс-Росс, главный стратег по репутации в глобальном агентстве по коммуникациям Weber Shandwick. – Они спросят у тех, с кем знакомы по скаутской группе или родительскому комитету школы, поэтому информируйте своих сотрудников и рассчитывайте на то, что они будут вашими адвокатами».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте