Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Что это было?»: как бороться с предвзятым отношением

Джозеф Гренни , Джудит Онести , Дэвид Максфилд

Предвзятое отношение в офисе может иметь как явные, так и скрытые проявления, вызывая у людей шок и негодование. Однако чаще всего оно становится причиной едва уловимых сигналов, суть которых укладывается в одну фразу — «Так, погодите, это что сейчас было?». Приведем несколько примеров. Клиент не воспринимает вас всерьез из-за вашего возраста. Возможный заказчик обменивается взглядом только с вашим «белым» коллегой. Товарищ по работе считает вас злым, а другого сотрудника, обладающего столь же решительным характером, что и вы, называет сильным (согласно одному из четырех проведенных исследований, женщины гораздо чаще сталкиваются с подобным отношением).

В такие моменты вы начинаете сомневаться в намерениях других людей и собственных суждениях. Ваш внутренний голос вам говорит: «Обидно, конечно, но стоит ли расстраиваться из-за этого? Да и с чего вдруг?» В лучшем случае подобное отношение, о проявлении которого не сразу и догадаешься, будет вас выматывать, а в худшем — отравлять душу.

В силу своего подчас неочевидного характера это явление достаточно трудно искоренить в трудовом коллективе. Руководители устанавливают правила, запрещающие дискриминацию определенных социальных групп. Но как быть с предвзятым отношением, которое проявляется случайным и неосознанным образом? Разве можно в законодательном порядке запретить строить домыслы о статусе человека, обмениваться взглядами или делать ошибочные умозаключения?

Очевидно, что корпоративная культура нуждается в изменениях. Однако пока они не наступили, остается открытым вопрос: что делать человеку, который ежедневно сталкивается с едва заметными проявлениями несправедливости? Возлагать дополнительный груз ответственности на жертв предвзятого отношения было бы неверно. Если их не вооружить средствами защиты на переходный период, пока компания изменит свою корпоративную культуру, сложившаяся ситуация будет лишь усугубляться.

Мы считаем, что в данном случае действовать следует по двум направлениями — «культивировать семя» и «возделывать почву». Под семенем подразумевается человек, которому необходимо научиться противостоять предвзятому отношению, выживать и процветать независимо от того, какая «почва» у него под ногами.

Почва — это компания, которая еще не до конца изжила предрассудки. Ее необходимо обработать так, чтобы в ней могли прорастать самые разнообразные семена.

Предвзятое отношение: в чем суть?

В этом году мы попросили людей, которые столкнулись с предвзятым отношением на работе, подробно рассказать о том, что с ними произошло. За две недели они прислали нам 498 полных горечи историй, которые никого не оставят равнодушным. В большинстве случаев проявления предвзятости носили неприкрытый характер. Приведем примеры.

«Как-то раз я обедал со своими товарищами, когда мимо нас прошли два гея. Некоторые из моих коллег презрительно ухмыльнулись, выражая тем самым свое отвращение к ним. Мне как гею было крайне досадно за то, что эти сотрудники, воспитанные в атмосфере мультикультурализма и толерантности, повели себя грубо и непрофессионально. Один мой коллега, которому было известно о том, что я гей, сделал им соответствующее замечание, но они пропустили его мимо ушей и как ни в чем не бывало продолжили беседу».

Иногда люди рассказывали о том, что их обидчики, осознав свою неправоту, пытались извиняться, но, как правило, было уже слишком поздно.

«Я — единственная женщина в коллективе из десяти мужчин. Будучи на 11 неделе беременности, я решила сообщить о своем положении начальнику. Эта новость вывела его из себя. “Да чтобы я еще хоть раз нанял женщину!” — выпалил он. Его реакция потрясла меня до глубины души. В понедельник менеджер принес мне извинения за свой комментарий, заявив о том, что он просто пошутил. Я их приняла, четко при этом понимая, что эти слова были сказаны им серьезно. К сожалению, мне не удалось постоять за себя».

Как ни парадоксально, но самые редкие примеры описывают наиболее распространенные случаи несправедливого отношения, которое носит случайный и неосознанный характер. Нехватка таких историй в нашей выборке, вероятно, обусловлена тем, что заложенные в их основе скрытые модели поведения трудно распознавать, описывать и пресекать.

«В команде инженеров-программистов я — единственная женщина. Ведущие специалисты, отбирая кандидатов для работы в новых классных и прорывных проектах, как правило, меня не замечают. Мне кажется, это происходит потому, что я нарушаю их мужскую идиллию».

Проблема кроется не только в том, что людям приходится испытывать на себе тенденциозность, но еще и в том, что о подобных случаях не принято говорить. Жертвы не хотят называть виноватых или стать объектом нападок за «разыгрывание карты мультикультурализма», поскольку такой подход может негативно сказаться на их карьере. Вот почему они предпочитают не высовываться.

Мы попросили респондентов ответить нам на такой вопрос: носят ли подобные случаи на работе постоянный, всеобъемлющий и неконтролируемый характер? Именно по этим трем критериям психолог Мартин Селигман оценивает беспомощность человека, безнадежность ситуации, в которой он оказался, и даже тяжесть депрессии. Результаты оказались удручающими, но вполне ожидаемыми.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте