Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Метод Микеланджело

Брэд Джонсон , Дэвид Смит
Фото: Микеланджело, «Сотворение Адама»

Микеланджело подходил к ремеслу скульптора с убежденностью, что уникальное и прекрасное произведение искусства уже сокрыто в камне, а от руки мастера зависит, удастся ли извлечь это произведение из камня или нет. Мы полагаем, что лучшие наставники относятся к своему делу так же. Социальные психологи уже подтвердили, что в самых счастливых парах партнеры положительно влияют друг на друга, помогая любимому человеку стать ближе к его собственному идеалу — личности, которой он хотел бы стать. Этот психологический эффект, возникающий в ситуации, когда задачей человека становится помощь его или ее второй половине в достижении идеала, получил название феномена Микеланджело. Но опытный руководитель тоже может помочь сотруднику приблизиться к идеальному «я» — уникальной, перспективной, но не всегда очевидной на первый взгляд модели личности.

Так как же наставнику составить представление об идеальном «я» своего подопечного? Оказывается, все зависит от искусства установки. В этом процессе задействованы два основных компонента. Во-первых, перцептивная установка. Первоклассные наставники специально выделяют время на то, чтобы по-настоящему «увидеть» своих протеже, понять — и принять — не только их истинное «я», но и их идеалы, и возможные направления развития карьеры. На это требуется много времени и терпения. Наставник должен завоевать доверие, быть доступным и готовым выслушать. Ключ к успеху кроется в следующем: как только у подопечного формируется представление о своем идеальном образе, наставник должен последовательно поддерживать его идеи.

Второй элемент включает в себя бихевиористскую установку — действия, направленные на то, чтобы помочь подопечному усвоить поведенческие паттерны, соответствующие его представлениям о своем личном идеале. Поняв, кем мечтает стать его протеже, наставник должен показать ему пути и создать возможности, которые позволят ему самосовершенствоваться. Например, когда представление Франклина о Шоне и его отношение к ней будут соответствовать идеалу самой Шоны, Франклин начнет помогать ей приблизиться к задуманному: он станет стимулировать в ней поведенческие реакции и наклонности, отвечающие ее идеальной модели. За счет частого взаимодействия, в ходе которого Франклин сможет заставить выйти на первый план ее идеальное «я», Шона сможет развиться и стать ближе к своему идеалу.

Подход Микеланджело может оказаться настоящим вызовом для наставников, когда они принимаются за обучение человека противоположного пола. Это особенно верно в отношении наставников-мужчин и женщин-подопечных — чаще ситуация складывается именно так, а не наоборот. Дело в том, что во многих организациях у мужчин по-прежнему выше шансы получить руководящую должность — поэтому их больше и среди наставников.

Согласно результатам исследования, посвященного менторству и его зависимости от гендерного признака, женщинам сложнее найти наставника. И даже если им это удается, у них меньше шансов на профессиональные достижения. Одна из причин этого феномена заключается в том, что, когда дело доходит до такого навыка, как активное слушание, мужчины зачастую оказываются неспособными его применить, чтобы помочь подопечной постепенно раскрыть представление о ее идеальном «я».

Могут ли мужчины по-настоящему воплотить в жизнь принципы Микеланджело и быть наставниками для женщин, руководствуясь описанными выше соображениями? Результаты проведенного нами исследования говорят о том, что это возможно, но лишь при одном условии: мужчины должны постараться понять, что мешает формированию крепких партнерских отношений с представительницами противоположного пола.

Во-первых, у большинства наставников есть склонность превращать подопечных в свои точные копии. Они, зачастую не отдавая себе в этом отчета, подталкивают своих протеже к выбору карьеры или профессиональным или личным решениям, повторяющим их собственные. Пусть такое «клонирование» и питает эго наставников, но оно максимально далеко от истинных идеалов метода Микеланджело.

Хотя это справедливо как для мужчин, так и для женщин-менторов, исходя из нашего опыта, можно сделать вывод, что мужчинам-наставникам сложнее справиться с желанием заставить подопечную повторять их профессиональную жизнь. Это происходит из-за гендерных особенностей в подходе к слушанию, а также из-за того, что женщины (как правило) более склонны к формированию личностных отношений, в то время как мужчины (как правило) больше сконцентрированы на достижении целей. Чтобы избежать возникновения инстинктивной склонности к «клонированию», мужчинам нужно приложить все усилия, действительно слушать подопечную и обращать большее внимание на детали их отношений, чем на обсуждаемую в ходе разговора специфическую задачу. В общении с женщинами мужчинам также более свойственно спешить с выводами и решениями, а не тратить время на то, чтобы выслушать, понять и оценить ее точку зрения.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте